Церковный календарь

случайная икона

О личности и книжных трудах патриарха Никона

Если посмотреть на всю обширную литературу о патриархе Никоне, то больше всего написанного относится ко времени его патриаршества. Историков и церковных писателей привлекал не столько сам Никон как личность выдающаяся для своего времени, сколько дружба его, выходца из крестьян, с царем Алексеем Михайловичем; интересовал также «конфликт», возбужденный между ними стараниями бояр, «самовольное», а фактически вынужденное106, оставление патриархом Кафедры и удаление в Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим). О раннем периоде жизни Никона, когда сформировался из него книгописец и замечательный художник-каллиграф, не имеется сведений107. А между тем современники знали об этой стороне его универсальной личности. Его келейник Иван Шушерин, составивший после кончины патриарха в 1681 году «Жизнеописание», не сообщает ничего о его книжных трудах108, но приводит интересный эпизод. В 1639 году, вступая в Кожеозерский монастырь, Никон отдал в качестве вклада по бедности «последнее - две им самим переписанные книги Устав и Канонник»109.

В книжном языке XVII в. не существовало понятия «личность», использовались древнерусские выражения «лицо», «лик», «персона», лат. «personalis».

В 1646 году игумен Кожеозерской обители Никон отправился в Москву по монастырским делам. После беседы с 17-летним царем Алексеем Михайловичем он был оставлен в столице и определен архимандритом Новоспасского монастыря (родовой усыпальницы Романовых). Для монастырской братии им110 составлен в 1647— 1648 годах устав и столовый обиходник . В 1649-1652 годах Никон - митрополит Новгородский и Великолуцкий. С поставлением в 1652 году в патриархи развернулась его церковно-административная, отчасти государственная, а также книжная деятельность, связанная непосредственно с московским Печатным Двором (с конца 1653 - начала 1654 года передается в ведение Патриархии)111. За короткий период управления церковью, патриарх выразил себя энергичным деятелем, особенно любил он строить, проявив великий талант в зодчестве как культовом, так и гражданском. Заниматься же сочинительством его заставляли жизненные обстоятельства, требования времени. Его труды слабее всего изучены с историко-культурной позиции в сфере духовной112.

Если опубликованные Печатным Двором его сочинения достаточно известны113, то рукописные труды, созданные в подмосковном Воскресенском монастыре, все еще остаются мало доступными. Никон представлен не только в качестве автора и полемиста, но и как редактор-составитель, глоссатор, книгописец-каллиграф, комментатор древних текстов и библиофил. Когда он находился уже в изгнании в Ферапонтовом монастыре, в 1675 году государев дьяк (имя неизвестно) оставил на его рукописи помету - «писана уставом Никона, патриарха»114. Примечательно уже то, что лишенный сана и священства церковным Собором 1666/67 года монах именуется по-прежнему патриархом в Тайном приказе115 -личной канцелярии царя Алексея Михайловича.

Для проникновения в духовную жизнь эпохи и внутренний мир человека особую ценность представляет эпистолография116. Официальная корреспонденция правительственных и патриаршей канцелярий составлялась по правилам делового письма, дошла до наших дней в большом количестве. Но именно личное письмо («грамотка») в середине XVII века становится может быть впервые средством связи человеческих отношений, выражением чувства дружбы, единомыслия, взаимной поддержки.

Монастырский столовый обиходник - распорядок праздничных и поминальных трапез годового цикла по христианскому календарю.

Корреспонденция Никона известна со времени его вступления в начале 1649 года на Новгородскую митрополию и охватывает почти весь последующий период жизни. Известно в настоящее время сравнительно малое количество его личных эпистолий. В архиве Тайного приказа хранится несколько писем времени пребывания его в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, среди корреспондентов царь Алексей Михайлович, окольничий Ф.М.Ртищев, боярин Н.А.Зюзин и другие лица117.


« Предыдущая Оглавление Следующая »