Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 19

Настоящий же гимн книжному слову сочинил Епифаний в поучении «Пытайте писания». Исследовательница его рукописного наследия вышеупомянутая Елеонская пишет, что книгу Епифаний именует «раем писаний», своими песнями она «оглашает наша ушеса», прикасается к «нашему сердцу», готовит природный разум к познанию мудрости. Книга утешает печального человека, злого и гневливого укрощает, а любознательного и читающего наполняет радостью192. Любовь к книге Епифаний внушил и патриарху Никону. Находясь в ссылке в Ферапонтовом монастыре под надзором стрельцов и приставов, Никон неоднократно обращался в челобитных к царю Алексею Михайловичу с просьбой о присылке ему не только богослужебных изданий, но и книг для чтения и учения из личной библиотеки, оставшейся в подмосковном Воскресенском монастыре193.

Подведем итоги. Для оценки книжных трудов и личности патриарха Никона необходимо знание эпохи, в которой он жил, и пополнение застывшей в противоречиях историографической традиции архивными материалами, опубликованными по правилам научного источниковедения новейшего времени.

Никон жил в эпоху позднего Средневековья и начальной стадии переходного периода к Новому времени. России середины XVII века уже невозможно было оставаться в самоизоляции, необходимыми становятся преобразования прежде всего в духовной (церковной и просветительской) сфере, чтобы определить собственный путь в системе взаимодействия с культурой европейских стран. Эти объективные факторы не могли не отразиться на всей широкой многогранной деятельности патриарха, отличавшегося чуткостью к запросам переживаемого времени и энергией, а также разумной решимостью к осуществлению необходимых преобразований в духовно-общественной и церковной жизни.

Главное внимание в нашем исследовании уделено книготворческой деятельности Никона, менее всего разработанной в историографии, на основе его сочинений, дошедших до нас в автографах, рукописных списках и отдельных публикациях московского

Печатного Двора. Патриарх представлен как книгописец, автор-составитель, глоссатор, редактор, каллиграф и, конечно, библиофил. Им было потрачено немало средств, в том числе личных, на покупку книг. По его заданию за древними рукописями и печатными изданиями дважды отправлялся на Афон и Ближний Восток келарь Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов. Дошедший до нас перечень книг (изданный в XIX веке) раскрывает ценные данные: среди доставленных в Москву сочинений преобладали не богослужебные сборники, а рукописи и издания преимущественно греческие, необходимые для чтения и учения. Преобладают старинные на пергамене рукописи святоотеческие, а также книги по церковному и государственному праву, античной культуре, медицине, лексиконы, словари, грамматики славянские, греческие и латинские, еврейские.

В книжном творчестве, как, впрочем, и в других областях многогранной деятельности, Никон выступает созидателем, синтезировавшим в духовных границах своей эпохи древнерусскую литературную традицию и святоотеческое осмысление христианского учения с активным деятельным отношением к реальности как церковной, так и государственной. Это выразилось в становлении его авторского сознания и собственной его стилистике, не освободившейся еще от рудиментов средневекового начетничества. Многочисленные выписки из Священного Писания (Нового и Ветхого Завета), святоотеческих творений и древнерусских произведений служили автору как бы щитом в процессе формирования авторского подхода к жизни и переживаемой действительности на основе христианского учения.

Патриарх Никон с человечной гуманной стороны раскрывается полнее в эпистолиях к частным лицам, а не в официальных документах. В посланиях же к царю Алексею Михайловичу просматривается человек своей эпохи: он держался монархических царистских убеждений, не стремился возвеличивать главу церкви, не принижал роли царя в земных делах. Однако патриарх предпринимал усилия поднять авторитет духовенства через государственные законоположения и книжные знания путем учения, чтобы поставить заслон самовластию сильных людей - бояр, дьяков и воевод. У него были последователи - ростовский митрополит Иона, ученый иеромонах Епифаний Славинецкий, Евфимий Чудовский и другие. Память о патриархе - милостивом благотворителе - вопреки всему живет в народе.

Великие люди как священного чина, так и мирского звания всегда связаны с обществом. Они чувствуют и осознают рациональные, необходимые для жизни духовные потребности своего времени острее и глубже большинства населения страны. К ним принадлежит патриарх Никон, много потрудившийся для русской культуры.


« Предыдущая Оглавление Следующая »