Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 20

1 См. лит.: Демкин А.В. К вопросу о преемственности торговых капиталов XVII вв. (по материалам г. Торжка) Промышленность и торговля в России XVII-XVIII вв.: сб. ст. / отв. ред. А.А.Преображенский. М., 1983. С. 168. Автор называет XVII век «новым периодом русской истории». А.М.Панченко характеризует всю эпоху «бунташным веком», переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени хронологически определяет последней третью XVII в. - 1700 г. {Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ / отв. ред. Д.С.Лихачев. JL, 1984. С. 3 и след.). Самые новейшие определения эпохи: «осень Средневековья», «эпоха бунташного духа» (Хёйзинга Й. Осень Средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / отв. ред. С.С.Аверинцев; перевод Д.В.Сильвестрова. М., 1988; Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003); «раннее Новое время» (Сазонова Л.И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006).

2 Черепнин Л.В. [Выступление на Всесоюзной дискуссии, посвященной проблеме перехода России от феодализма к капитализму] Переход от феодализма к капитализму в России: материалы Всесоюзной дискуссии 1965 г. М., 1969. С. 298-303. Переизд.: Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. Теоретические проблемы истории феодализма: сб. ст. М., 1981. С. 145-148. Наличие в России XVII в. капиталистического уклада не засвидетельствовано и в исследованиях новейшего времени.

3 Леонтьев А.К. Быт и нравы Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Ч. 2: [Духовная культура / отв. ред. А.М.Сахаров]. С. 5.

4 Волков М.Я. Русская православная церковь в XVII веке Русское православие: Вехи истории / науч. ред., авт. вступ. ст. и послесл. А.И.Клибанов. М., 1989. С. 153.

5 Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. [3-е изд.]. СПб., 1998. С. 202.

6 Рогов А.И. Школа и просвещение Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Ч. 2: [Духовная культура / отв. ред. А.М.Саха-ров]. С. 142.

7Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX в.: учеб. пособие. М., 1983. С. 52.

8См.: Кон И.С. Вступительная статья. История в системе общественных наук Философия и методология истории: сб. ст. М., 1977. С. 5-33. (Логика и методология науки). Автор разделяет идейную позицию известных западноевропейских авторов о Европе позднего Средневековья, включая в него начало XVII века (с. 13); Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. 2-е изд. СПб., 1997. С. 3-11, 159-168. (1-е изд.: Л., 1976). Во Введении и заключительной главе дается обзор работ по эпохе Возрождения.

9См.: Kristeller P.O. The Renaissance Philosophy and the mediaeval Tradition. Latrobe, Pa., 1966; Idem. Renaissance concepts of man. New York, 1972; Idem. Renaissance Thought and its Sources. New York, 1979.

19См. : Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. Введение. 11См.: Брагинский И.С. Возможен ли Ренессанс на Востоке? Теоретические проблемы восточных культур. М., 1969. С. 405—415. Концепцию раннекапиталистических отношений, приведших «к новому мироощущению, к новой культуре, к Возрождению», защищал В.И. Рутенбург (Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976. С. 139); в конце XX в. отечественными историками культура эпохи Возрождения оценивается в реалистических тонах, без идеализации, см.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1999.

12Ferguson W.K. The Renaissance in historical Thought. Five Centuries of Interpretation. Cambridge, Mass., 1948; Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. Л., 1976. С. 159. (Далее ссылки даются на это издание).

13Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. С. 25.

14Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад, 1906. Т. 1: Тринитарный вопрос: (история учения о св. Троице). С. 536.

15См.: Малинин Ю.П. Филипп де Коммин и его «Мемуары» Коммин Филипп де. Мемуары / перевод, статья и прим. Ю.П.Малинина. М., 1986. С. 384^437. Прил.; Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 5-68. (Памятники философской мысли).

16В Российской национальной библиотеке в С.-Петербурге хранится сборник XVI в. на латинском языке, содержащий гомилию Василия Великого (Вернадская Е.В. Итальянские гуманисты в собрании рукописей Государственной публичной библиотеки [им. М.Е.Салтыкова-Щедрина]. Л., 1981. С. 52-53. № 22; Памятники византийской литературы IV-IX вв. М., 1968. С. 54-65).

17Это грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия (РГБ. Ф. 37 (Собр. Большакова). № 318. Л. 218-249 об. Рукопись в восьмерку, на 280 л., середина XVII в. Филиграни: «кувшин с литерами РВ» - типа образца в альбоме Диановой и Костюхиной, № 692 (1646-1654 гг.), см.: Водяные знаки рукописей России XVII в. / сост. Т.В.Дианова, Л.М.Костюхина / отв. ред. В.И.Буга-нов. М., 1980. С. 86); Доброклонский А.П. Александрийская образованность, как сфера благоприятствовавшая происхождению христианской Александрийской школы ЧОЛДП. М., 1880. Ч. 1. С. 220-258. По словам автора, древнехристианская Александрийская школа учила детей «не одной только христианской вере, но и наукам энциклопедическим, из которых мы знаем о грамматике, арифметике, геометрии, риторике, поэзии, музыке, истории и философии» (Там же. С. 222).

18 Борис (Плотников В. В.), иеромонах. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Воззрения св. Василия Великого на классическое образование Православный собеседник. Казань, 1886. Ч. 1, янв.-апр. С. 80-90; Он же. История христианского просвещения в его отношениях к древней гре-ко-римской образованности. Воззрения св. Григория Богослова на классическое образование Там же. Ч. 2, май - авг. С. 125-145; Он же. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Воззрение св. Иоанна Златоустого на светское образование Там же. С. 369-396; Флоровский Г.[В]., протоиерей. Восточные Отцы IV-ro века: из чтений в православном богословском институте в Париже Флоровский Г.[В]., протоиерей. Восточные отцы IV—VIII веков. Репр. изд.: Париж, 1931. [М.]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 57-89.

19 [Мелетий Смотрицкий]. Грамматика. М.: Печатный Двор, 11.1648. Автором предисловия (л. 1—44), возможно, был протопоп кремлевского Благовещенского собора Стефан Внифантьев, духовник царя. Он руководил придворным просветительским кружком «ревнителей древнего благочестия», или «боголюбцев». В него входили как миряне, так и церковные лица, см.: Румянцева B.C. Тенденции развития общественного сознания и просвещения в России XVII в. Вопросы истории. 1988. № 2. С. 26-40.

20 [Мелетий Смотрицкий]. Грамматика. Л. 6, 7. Предисл.


« Предыдущая Оглавление Следующая »