Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 21

21 Там же. Л. 4, 4 об.

22 Черняк И.Х. Гуманизм эпохи Возрождения и христианская мысль древности Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1985. С. 24-39; см. также: Rice E.F. The Humanist Idea of Christian Antiquity and the Impact of Creek Patristic Work on sixteenth Century Thought Classical Influences on European Culture A.D. 1500-1700. Cambridge; New York, 1976. P. 199-203.

23 Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, XI-XIII вв. М., 1984. С. 74-75. № 33.

24 Сборник переводов Епифания Славинецкого (Григорий Богослов, Василий Великий, Афанасий Александрийский и Иоанн Дамаскин). М.: Печатный Двор, V.1665. В Предисловии сказано: «Труды же и тщанием его великаго государя богомолца во философии и богословии изящнаго дидаскала и искуснеишаго во еллиногреческом и славенском диалектех пречестнаго отца господина иеромонаха Епифаниа...

преведены из печатных книг еллиногреческаго языка на славянороссийскии язык вново».

25 [Мелетий Смотрицкий]. Грамматика. Л. 5. Предисл.

26 Там же. Л. 5, 6; Курбатов Г.Л. Риторика Культура Византии IV -первая половина VII в. / отв. ред. З.В.Удальцова. М., 1984. С. 348-353.

27 В XVII в. культурную элиту представляли главным образом монашествующие столичных монастырей Чудова, Андреевского, Троице-Сергиева и других; в Москве действовали просветительские кружки -Ртищевское (в доме окольничего Ф.М.Ртищева), Чудовское в Кремле, на Крутицах, Андреевское ученые братства, см.: Румянцева B.C. Андреевский училищный монастырь в Москве в XVII в. Культура средневековой Москвы, XVII в. М., 1999. С. 292-304; Ундольский В.М.

Библиотека Павла, митрополита Сарского и Подонского Временник ОИДР. 1850. Кн. 5. С. 84.

28 [Мелетий Смотрицкий]. Грамматика. Л. 1, 13-13 об. Предисл., см.: Данилов В.В. Письма Исидора Пелусиота в Изборнике Святослава 1073 года ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 335-341.

29 Нафанаил. Книга о вере. М.: Печатный Двор, 11.1648. Л. 3 - 3 об.

30 РГБ. Ф. 292. Собр. С.П.Строева. № 47. Л. 93 об. Сборник первой половины XVIII в., в четвертку. Описание сборника составлено Н.Б.Тихомировым рукопись.

31 См. лит.: Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. М., 1991. Кн. VI. С. 138; Аболенский Иван. Московское государство при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне: по запискам архидиакона Павла Алеппского. Киев, 1876; Высоцкий Н.Ф. Чума при Алексее Михайловиче, 1654-1655 г. Казань, 1879; Белокуров С.А. Итоги морового поветрия в Москве в 1654 г. ЧОИДР. 1892. Кн. 4. Отд. 5. С. 25-26; Румянцева B.C. «Чумной бунт» 1654 г. в Москве Вопросы истории. 1980. №5. С. 182-186. Известно, что выступление в Москве летом 1654 г. произвело на патриарха Никона тяжелое впечатление. См.: Никон, патриарх Московский и всея Руси. Поучение о моровой язве. М.: Печатный Двор, VIII. 1656.

32 Леонид Кавелин, архимандрит. Историческое описание ставропиги-ального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, составленное по монастырским актам ЧОИДР. 1874. Кн. 3. Отд. 1. С. 149-150.

33 См. обзоры лит. о патр. Никоне: Зызыкин М.В. Патриарх Никон: его государственные и канонические идеи: в 3 ч. 2-е изд. Репр. изд.: Варшава, 1931, 1934, 1938. М., 1995. С. 295-365; Бубнов Н.Ю. Никон (1605-1681) - патриарх Московский и всея Руси Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3: XVII в., ч. 2. С. 400-404; Лобачев С.В. Патриарх Никон. С. 377-396; Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003. С. 459-483. В старообрядческой книжности XVII в. сложился негативный образ Никона; см. сочинения протопопа Аввакума (Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927. Кн. 1, вып. 1. (РИБ; т. 39)); московского расколоучителя инока Авраамия (Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н.И.Субботина М., [1885]. Т. 7. С. 386—416) и других авторов. Мифотворчество старообрядческих писателей превратилось в устойчивую традицию и продолжается в настоящее время: Кутузов Б.П. Церковная «реформа» XVII в. как идеологическая диверсия. М., 2002.

34 Муравьев А.Н. История Российской Церкви. 4-е изд., перепеч. с 1-го изд.: СПб., 1838. М., 2002. С. 342-343.

35 См. лит.: Ловягин А.М. Николай Витсен из Амстердама у патриарха Никона Исторический вестник. М., 1899. Т. 77, № 9. С. 874-879; Бычкова М.Е. Николаас Витсен о Русской церкви и патриархе Никоне Церковь, общество и государство в феодальной России: сб. ст. М., 1990. С. 293-298; Витсен Николаас. Путешествие в Московию, 1664-1665 гг.: дневник/пер. со ст.-голланд. В.Г.Трисман. СПб., 1996.

36 Майерберг Августин. Путешествие в Московию ЧОИДР. 1874. Кн. 1. С. 170-171. Одной из причин падения Никона Майерберг считал его влияние на не совсем успешную внешнюю политику: «...впутал своим опрометчивым советом в шведскую войну Московию, уже замешанную, по его же настоянию, в польскую» (Там же. С. 171). Вопрос нуждается в уточнении. Новейший исследователь С.В.Лобачев склонен преувеличивать, на наш взгляд, влияние патриарха на внешнюю политику России: «...речь должна идти не о советах или благословении Никона, а о прямом давлении патриарха на царя и его окружение» (Лобачев С.В. Патриарх Никон. С. 132, 173). Автор полагает, что Никон намеревался «создать православную империю от Ливонии до Царьграда», и констатирует, что его попытки «были обречены на провал». В архивах не обнаружено данных по этому вопросу.

37 См.: Письмо, которое сыскано у Благовещения Пресвятые Богородицы в паперти, писано на Никона, бывшего патриарха; тут же про то писмо скаска приказу Большого приходу подьячего Афонасья Мартынова, 177-го году Дела Тайного приказа. СПб., 1907. Кн. I. С. 177. (РИБ; т. 21); Рассказ Петра Великого о патриархе Никоне: всеподданнейшее письмо протоиерея Алексеева к императору Павлу Петровичу Русский архив. 1863. 2-е изд. 1866. С. 92—102; Перетц В.Н. Слухи и толки о патриархе Никоне в литературной обработке писателей XVII-XVIII вв. Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. СПб., 1900. Т. V, № 1. С. 123-190. В старообрядческих (добавим, фантастических) сказаниях, по словам Перетца, сложился на основе эсхатологических сочинений взгляд на Никона «как на великого мучителя» (Там же). «С точки зрения приверженцев буквы, - пишет автор, - всякое отступление от нее казались проявлением преступного самомнения и гордости» (Там же. С. 130, 135). По нашим источниковым данным, «приверженцами буквы» становились чаще всего лица из низшего духовенства и церковных людей, выступавшие нередко идеологами раскола. Основную же массу раскольников-старообрядцев представляли беглые крепостные и холопы, недовольные своим положением, см.: Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 143-218.

38 Духовный Регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, дер-жавнейшего государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийского... в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный. М., 1804. С. 17, 18.

39Знаменский П. В. Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Екатерины II Православный собеседник. Казань, 1875. Ч. 2, № 8. С. 342; Он же. Руководство к Русской церковной истории. Минск, 2005. В учебном пособии П.В. Знаменского критические оценки отсутствуют; редактором переизданного учебного пособия XIX в. это не отмечено.


« Предыдущая Оглавление Следующая »