Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 25

150 Ундолъский В.М. Отзыв патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича ... С. 620.

151 Там же. С. 608.

152 Там же. С. 619.

153 ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2. С. 448.

154 Там же. С. 458; см. также: Кормчая (в переделанном виде). М.: Печатный Двор, VI. 1653. Л. 111.

155 ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2. С. 455.

156 Там же. С. 451.

157 Там же.

158 Там же. С. 455; см.: Кормчая (в переделанном виде). Л. 114.

159 ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2. С. 448.

160 Патриарх Никон давал льготы крестьянам, выступал в их защиту, не позволял «делать какие бы то ни было притеснения и обиды бедным», см.: Акты исторические. СПб., 1842. Т. IV. С. 191-195. № 71; С. 302-303. № 156; С. 340-341. № 179; Дополнения к Актам историческим. СПб., 1851. Т. IV. С. 274-275, № 118; Михайловский С.В., протоиерей. Жизнь святейшего Никона, патриарха Всероссийского. С. 112-116. Об организации благотворительной деятельности патриарха упоминается в лит. XIX в. Так, А.К.Жизневский описал поход патриарха Никона вместе с царской семьей в сент. 1656 - янв. 1657 г. в Тверь, Вязьму и Иверский Богородичный м-рь. «Одним из главных предметов расхода была широкая щедрая раздача денег на милостыни монастырям (монашествующей братии), бедным, раненым, вдовам, нищим, больным, убогим, тюремным сидельцам и другим нуждающимся». Деньги раздавались на церковное и монастырское строение. Автор указывает и на такой момент: патриарх платил за труды всем служилым людям, личным слугам, «...предметы в Твери брались у архиепископа и священников с платою за них» (Жизневский А.К. Поход великого государя святейшего Никона, патриарха Московского и всея Великия и Ма-лыя и Белыя России в 1656 г. в Тверь, Вязьму и Иверский монастырь: (по данным путевой расходной книги патриарха). Тверь, 1889. С. 1-30; Тверские губернские ведомости. Тверь, 1889. № 49-52). П.Ф.Николаевский писал: «Величие его (Никона. - В.Р.) имени поддерживалось не только величием его сана, но и величием дел, совершенных им в церкви и государстве, памятью о прежней близости его к государю; особенно же благодарною памятью обширной благотворительности его к бедным людям» (Николаевский П. Ф., протоиерей. Жизнь патриарха Никона в ссылке и заточении после осуждения его на Московском соборе 1666 г.: ист. исследование по неизданным документам подлинного следственного дела патриарха Никона. СПб., 1886. С. 1-2; см. также: Расходная книга Новгородского митрополита Никона 7160 года Временник ОИДР. 1852. Т. 13. Отд. II. С. 1-62; по словам составителя и публикатора Ивана Беляева, в ней имеются данные «для объяснения домашней, келейной жизни сего знаменитого иерарха», они раскрывают его отношения «к царю Алексею Михайловичу и его семейству, равно как и к приближенным царя» (Там же. С. I—VIII. Предисл.).

161 Вопрос об отношении патриарха Никона к книге и библиотечному делу требует специального исследования. По указу патриарха была составлена в 1652 г. «Опись» рукописных монастырских собраний. В ней перечислено 39 степенных монастырей, в ризницах которых описано 2672 рукописи, в основном, на славяно-русском языке, хотя встречаются книги и на древнегреческом (Ундолъский В.М. Опись книгам, в степенных монастырях находившихся ЧОИДР. 1848. Кн. 6. С. 71). При патриархе Никоне создана библиотека в Воскресенском Новоиерусалимском м-ре, см. лит.: Леонид Кавелин, архимандрит. Описание Славяно-русских рукописей книгохранилища ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря и заметки о старопечатных церковно-славянских книгах того же книгохранилища ЧОИДР. 1871. Кн. 1. Отд. V. С. 1-71. Основу библиотеки составили книги, переданные Никоном в качестве вклада. После оставления патриаршества Никон до Соборного суда в дек. 1666 г. жил в Воскресенском м-ре. По указу царя Алексея Михайловича, согласно переписной книге 1658 г., туда были переданы личные книги Никона, купленные за границей в бытность его в Новгороде на митрополии. Особенно интересно, что по распоряжению царя в Воскресенский м-рь переданы рукописи и книги на греческом языке, купленные келарем Арсением Сухановым на средства государственной, патриаршей и личной царской казны. Так, в переписной книге 1658 г. говорится: «Книги писмяные и печатные на греческом языке, а покупал те книги на государевы деньги и на соболи старец Арсений Суханов, а были те книги под церковию Трех святителей Петра и Алексия, Ионы московских чюдотворцев с теми же книгами, которые посланы к великому господину к бывшему Никону, патриарху». Греческие книги же отданы были справщику и патриаршему библиотекарю Арсению Греку. Далее следует указ Алексея Михайловича передать Никону книги письменные и печатные на греческом языке, которые были у справщика у старца Арсения Грека «...те книги велено Борису Нелединскому с товарищи послать в Воскресенский монастырь» {Беляев ИД. Переписная книга домовой казны патриарха Никона ... С. 131, 132). Можно предположить, что первоначально задумано было создать православно-культурный центр на основе Воскресенского м-ря для изучения древнехристианской книжности, святоотеческих творений и эллиногреческой мудрости.

162 Книги в XVII в. ценились дорого, они входили в состав казны государевой, патриаршей, митрополичьей. Книги светские на эллиногреческом языке Никон хранил отдельно от других. По словам Н.А.Гиббенета, патриарх подтверждал, что сухановские приобретения «есть ныне в далных наших монастырех» (Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 178). Вопрос нуждается в специальном исследовании.

163 Беляев ИД. Переписная книга домовой казны патриарха Никона ... С. 117-118, 131-134.

164 Белокуров С.А. Арсений Суханов. Ч. 1: Биография Арсения Суханова. Гл. I-IV ЧОИДР. 1891. Кн. 1. Отд. III. С. I-IV, 1-328. Первое печатное известие об Арсении Суханове помещено в Служебнике, исправленном при патриархе Никоне, см.: Служебник. М.: Печатный Двор, VIII. 165 5. Предисл.

165 Белокуров С.А. Арсений Суханов. Ч. 1: Биография Арсения Суханова. Гл. V-VI: [с прил.] ЧОИДР. 1891. Кн. 2. Отд. IV. С. 336, 414-415. По мнению Белокурова, «мысль о собрании в Москву греческих рукописей была подана патр. Никону, нужно думать, теми лицами которых это дело ближе всего касалось, кому патр. Никон доверил все дело исправления славянских богослужебных книг, т.е. Епифанием Славеницким (так у автора. - В.Р.) и Арсением Греком» (Там же. С. 331).

166 О Епифании Славинецком см. обзор источников и лит.: Евгений Болховитинов, митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Восточной церкви. 2-е изд., испр. и умнож. СПб., 1827. Т. 1. С. 238-252; Певницкий В.Ф. Епифаний Славинецкий, один из главных деятелей русской духовной литературы в XVII в. Труды / Киевская Духовная академия. Киев, 1861. № 8. С. 405-438; № 10. С. 135-182; Ротар Иван. Епифаний Славинецкий, литературный деятель XVII в. Киевская старина. 1900. Т. 71, № 10. С. 1-38; № 11. С. 189-217; № 12. С. 347-400; Ундольский В.М. Ученые труды Епифания Славинецкого. С. 70-75; Пам’ятки украшськоТ мовы XVII в. / Лексикон словено-латинський Е. Славянецького та А. Ко-рецького-Сатановського. Кшв, 1973; Румянцева B.C. Епифаний Славинецкий и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского Исторический вестник. Воронеж, 2000. № 1 15. С. 79-86. Ученик Епифания известный переводчик и автор Евфимий Чудовский пишет о нем: «Муж многоученый не токмо грамматики и риторики, но и философии и самыя феологии, известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель и опасный претолковник греческаго, латинскаго, славянскаго и польскаго языков» (ГИМ. Синод, собр. Д. 545. Л. 76. Рукопись конца XVII в., в четвертку, на 176 л. На л. 175 об. почерком XIX в.: «Книга называемая Остен». Переплет -доски в коже. Пагинация буквенная, по листам, писана несколькими почерками. Прижизненное изд. труда Епифания: Сборник переводов Епифания Славинецкого (Григорий Богослов, Василий Великий, Афанасий Александрийский и Иоанн Дамаскин). М.: Печатный Двор, V.1665. В Предисловии извещается: «Труды же и тщанием его великаго государя богомолца во философии и богословии изящнаго дида-скала и искуснеишаго во еллиногреческом и славенском диалектех пречестнаго отца господина иеромонаха Епифаниа Киевкия страны, обитающаго... в царствующем и преименитом граде Москве... преве-дены из печатных книг еллиногреческаго языка на славянороссийскии вново». Извещается также, что тексты выверены с «греческих старых писменных и печатных переводов» (Там же. Предисл. Л. 1 об.). О переводческом и просветительском кружке, которым руководил в Чудовом м-ре Епифаний, см.: Алексеев М.П. Эразм Роттердамский в русском переводе Славянская филология: сб. ст. / IV Международный съезд славистов. М., 1958. С. 275-336.

167 Белокуров С.А. Арсений Суханов. Ч. 1: Биография Арсения Суханова. Гл. V-VI С. 414-416.

168 См. опубл. сочинения патриарха, в которых он обращается ко всем православным: Никон, патриарх Московский. Грамота о Крестном монастыре. М.: Печатный Двор, VI. 1656; Он же. Поучение о моровой язве. М.: Печатный Двор, VIII. 1656.

169 Вопрос в отечественной историографии XIX-XX вв. специально не разработан. Патриарх Никон под руководством Епифания Славинецкого изучал Греко-римское право в собрании Левенклава, над переводом которого (франкфуртское изд., 1596 г.) с эллиногреческого языка трудился иеромонах, см. источники и лит.: РГБ. Собр. В.М.Ундольского. Д. 40. Л. 1-1987; Славяно-русские рукописи В.М.Ундольского, описанные самим составителем и бывшим владельцем собрания / под ред. А.Викторова. М., 1870. С. 54-55; Евгений Болховитинов, митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина ... Т. 1. С. 174-175; Розенкампф Г.А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. СПб., 1839. С. 370. Прил. III; Румянцева B.C. Собрание Греко-Римского права И.Левенклава в России XVII-XIX вв. XVIII Международный конгресс византинистов: резюме сообщений. М., 1991. Т. II. С. 970-971; Она же. Патриарх Никон и Соборное Уложение 1649 г. Реформы в России XVI-XIX вв. М., 1992. С. 89-100.

170 Макарий Булгаков, митрополит. История Русской Церкви. Кн. VII, т. 12. С. 213-214.


« Предыдущая Оглавление Следующая »