Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 26

171 Там же. С. 193-211.

172 Митрополит Макарий занял государственную позицию, рассматривая отношения между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем с боярским правительством. Никон понимал свою миссию в другой плоскости, как «обязанность бороться против всякой неправды, против всякого злоупотребления властью» (ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2. С. 423; В.К-в. Взгляд Никона на значение патриаршей власти. С. 260).

173 Черепнин Л.B. Исторические взгляды классиков русской литературы. С. 9. Введение.

174 Он же. Вопросы методологии исторического исследования. Теоретические проблемы истории феодализма. С. 26 и след.; Румянцева B.C. Лев Владимирович Черепнин. С. 523.

175 См. лит.: Кон КС. В поисках себя. С. 1-50; в книге ставится вопрос с философско-лингвистической позиции о формировании индивидуального самосознания авторской личности в начальный период Нового времени; Михайлов А.В. Проблемы стиля и этапы развития литературы Нового времени. С. 343 и след.; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. С. 3-31. Введение. Автор рассматривает литературно-стилистические аспекты творчества в Средневековье и Новое время.

176 Михайлов А.В. Проблемы стиля и этапы развития литературы Нового времени. С. 350-352; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. С. 248-249.

177 В это время активизировалась переводческая деятельность, в которой значительное место занимали переводы святоотеческих творений с эллиногреческого, латинского, древнееврейского и других языков. Труды Епифания Славинецкого и других переводчиков не опубликованы. Необходима исследовательская работа над рукописным наследием.

178 См. лит.: Филарет Гумилевский, архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. СПб., 1859. Т. 2. С. 149-153; Борис (Плотников В.В.), иеромонах. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Школьное образование христианского юношества в IV и V вв. Православный собеседник. Казань, 1885. Ч. 2, окт. - дек. С. 196-235. По словам автора, св. Василий Великий и Григорий Богослов «...соединяли в себе все, что было лучшего в греческой образованности с возвышенностью христианской добродетели» (Там же. С. 204); Он же. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Воззрения св. Василия Великого на классическое образование. С. 45-90. «Он (Василий Великий. - В.Р.) хотел санкционировать связь классического образования с христианским, делая языческих поэтов, историков, ораторов и философов наставниками христиан» (Там же. С. 89). «Вопрос о взаимном отношении христианского и классико-гуманистического образования, о том соединимы ли они между собою, и если соединимы, то каким образом, очень сильно занимал уже св. Василия Великого и нашел у него более полное и более ясное решение, чем у кого-либо другого из древних Отцов и Учителей Церкви», - пишет Плотников (Там же. С. 90); Фроловский Г.В., протоиерей. Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005. «Когда я читаю древних классиков христианского богословия Отцов Церкви, - замечает Фроловский, - я нахожу, что они более актуальны для моего времени с его бедствиями и проблемами, чем продукция современных богословов... они говорили о реальных вещах... были озабочены не столько тем, во что человек может поверить, сколько тем, что Бог сделал для человека» Фроловский Г.В., протоиерей. Актуальность Святых Отцов Там же. С. 615.

179 ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2. С. 427.

180 Там же. С. 426.

181 Интерес к патриарху Никону и его деяниям возродился в эпоху реформ императора Александра II, а затем в связи с обсуждением в прессе вопроса о восстановление патриаршества с конца XIX века.

182 С.В.Михайловский пишет о «непреклонном характере Никона», «много повредило ему самолюбивое обращение его к собственным достоинствам и трудам» {Михайловский С. В. Жизнь святейшего Никона, патриарха Всероссийского. С. 22). Н.А.Гиббенет подметил в патриархе Никоне склонность к компромиссу - в письмах к царю из Воскресенского м-ря он просил царя об умиротворении церкви (Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 11. Согласно П.Ф.Николаевскому, для Никона оставление патриаршества в день христианского праздника «Положения ризы Господней» - «горестное событие» (Николаевский П.Ф., протоиерей. Обстоятельства и причины удаления патриарха Никона с престола. С. 3).

183 Евфимий Чудовский в книге «Остен» приводит ценные сведения о Епифании Славинецком: «Призван из Киева в царствующий град Москву лета 1649 благочестивеишим великим государем царем и великим князем Алексеем Михайловичем всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцем ради научения славянороссийскаго народа детей еллинскому наказанию» (ГИМ. Синод, собр. Д. 545. Л. 76).

184 Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей московской Синодальной библиотеки. М., 1862. Отд. 2. Прибавл. С. 199.

185 Елеонская А.С. Человек и Вселенная в ораторской прозе Епифания Славинецкого. С. 214. (Раздел IV: Изображение человека в литературе переходного периода). Б.А.Ларин полагал, что лексический прием Епифания традиционный, появился еще в Древней Руси в XI-XII вв., в древнерусскую книжность перешел из Византии, распространился в период южнославянского влияния, «служил целям торжественности, приподнятости стиля» (Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X - середина XVIII вв.). М., 1975. С. 247). Вопрос нуждается в специальном исследовании. По нашему мнению, Епифаний ставил другие цели, пополняя лексический пласт своими переводами и словообразованиями.

186 Елеонская А.С. Человек и Вселенная в ораторской прозе Епифания Славинецкого. С. 215.

187 ГИМ. Синод, собр. Д. 157. Л. 11.

188 Елеонская А.С. Человек и Вселенная в ораторской прозе Епифания Славинецкого. С. 209.

189 При патриархе Никоне Епифаний Славинецкий руководил переводческим кружком, ученым братством и возглавлял Греко-латинскую школу в патриаршем Чудовом м-ре, а на Печатном Дворе занимал должность главного справщика. Очевидно, ему принадлежит Предисл. к Служебнику, исправленному при патриархе Никоне после церковного Собора 1654 г. (Служебник. М.: Печатный Двор, VIII. 1655).

190 [Мелетий Смотрицкий]. Грамматика. М.: Печатный Двор, 11.1648. Л. 39.

19’ Часовник. М.: Печатный Двор, III. 1652. Л. 11.

192 Елеонская А.С. Человек и Вселенная в ораторской прозе Епифания Славинецкого. С. 208-209.

193 Находясь в ссылке в Ферапонтовом м-ре, Никон, может быть, стремился создать библиотеку и организовать школу для книжного учения крестьянских детей.


« Предыдущая Оглавление Следующая »