Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 28

Сочинение Василия Великого имеет четкую перечневую структуру и отточенные словесные формулы древнеклассического произведения: разделено на 80 глав. Каждую открывает Правило, подтвержденное соответствующими выписками из Нового Завета, преимущественно из Евангелий и Посланий апостола Павла. Большинство глав включают еще главки с дополнительными Правилами и соответствующими Новозаветными выписками*. На полях острожского издания указаны ссылки на книги Священного Писания. В каждой главе основные и дополнительные Правила связаны тематически. В таблице Севастьяновой наглядно представлено, какими Правилами воспользовался патриарх Никон. Важно отметить, что в сочинении, составленном патриархом Никоном, отсутствует разделение на основные главные и дополнительные формулы. Из 250 примерно Правил, предложенных научной литературе не принято тексты из Священного Писания называть цитатами.

Никон не разрушил тем не менее авторского замысла: в его переложении аккуратно передан текст каждого Правила и соответствующие ему Новозаветные выписки. Некоторые различия в передаче Евангельских и апостольских текстов объясняются главным образом тем, что составитель мог учитывать не только различия в письме между печатным текстом конца XVI века и литературным языком середины XVII века, но и разночтения. В процессе работы использовались по-видимому и переводы с рукописей на древнегреческом языке. Так трудился над переводами ученый филолог иеромонах Епифаний Славинецкий, близко стоявший к патриарху, возглавлявший издательскую деятельность Печатного Двора. По нашему наблюдению, авторское начало проявилось в составительской, можно сказать даже рациональной работе, усложненной синтезом святоотеческой мудрости с древнерусской повествовательной традицией, а также конкретным, соответствующим реальности, избирательным подходом к «Нравоучительным Правилам» Василия Великого. Книжное творчество Никона, обогащенное опытом, просматривается в том, что выбор Правил из объемного текста святителя Василия обуславливался духовными потребностями российского общества, способствовал осмыслению событий переживаемого времени не только с религиозной, но и общественной нравственно-просветительской позиции (см. Краткий исторический комментарий).

Обратимся теперь непосредственно к нашему источнику XVII века - «Правилам христианской жизни». В XIX веке рукопись поновлялась, обветшавшие края листов были аккуратно подклеены прозрачной бумагой с оборотной стороны и сброшюрованы с другими документами. От брошюровки сохранилась плотная бумага. На л. 298 - защитном (бумага XIX в. без водяных знаков, лист склеенный), имеются записи черной тушью. Вверху листа: «XXXIV л. 1-96 всего девяносто шесть лист/ов/»; посередине: «Наставление христианину с собственноручною патриарха Никона надписью, предлагающею оное для прочтения царю Алексею Михайловичу»*.

Последнее 72-е Правило не обнаружено в «Аскетиконе» Василия Великого.

Текст зачеркнут, под ним в нижней подклеенной половине листа другое название: «Тетради с извлечениями из Св. Писания, писанные уставом и предложенные патриархом Никоном для прочтения царю Алексею Михайловичу, по поводу состоявшегося над ним суда (1660 г.) вследствие отшествия его от Патриаршего престола, с собственноручными приписками Никона»18. Имя архивиста XIX века установить не удалось, но бесспорно, он знал автографы скорописного письма патриарха19.

Состав рукописи «Правила христианской жизни»

1. Л. 298 - защитный, поздний. Записи архивиста XIX в.

Скоропись, XIX в.

2. Л. 298а. Письмо или Записка патриарха Никона царю Алексею Михайловичу. (Далее: Сопроводительное письмо).

Автограф; скоропись, начало 60-х годов XVII в.

3. Л. 299-393. Сочинение «Правила христианской жизни». (Далее: «Правила», «Никоновы правила» или Большой Текст, Текст, «Тетрати»),

Автограф; русский или книжный полуустав; каллиграфическое письмо, начало 60-х годов XVII в.

4. Л. 309, 310, 327 об., 330 об. - 331. Вставки текста рукою патриарха Никона. Далее: Дополнительный текст. Автограф; скоропись, начало 60-х годов XVII в.

Сочинение не имеет заглавия. На л. 299 в нижней половине помещена словесная формула Правила 1-го, а верхняя часть листа, предназначенная собственно для заглавия и заставки, осталась чистой без текста (фото 2). На л. 298а в Сопроводительном письме патриарх Никон, отправляя царю свои «Тетрати», поясняет их назначение: «Божия Завета нужнеишиа Заповеди, без них же невозможно всякому християнину спастися». Предложенное нами заглавие «Правила христианской жизни» согласуется с содержанием и замыслом автора. В преамбуле к археографическому исследованию необходимо сказать: сочинение состоит из глав разного объема и значения, каждая открывается словесной формулой Правила. Термины «Правило», «глава» отсутствуют в рукописи, но понятия их использовались при формировании структуры произведения20. Сочинение называем Большим Текстом в отличие от Сопроводительного письма на л. 298а и вставок Дополнительного текста на л. 309,310, 327 об., 330 об.-331.

Под «собственноручною патриарха Никона надписью» имеется в виду его письмо царю Алексею Михайловичу.Придерживаемся современной научной терминологии. Цифровые обозначения глав и листов, отсутствующие в Тексте, передаем более мелким шрифтом.


« Предыдущая Оглавление Следующая »