Церковный календарь

случайная икона

РАЗДЕЛ I

ИСТОРИОГРАФИЯ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ПАТРИАРХ НИКОН КАК ЛИЧНОСТЬ И АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

Введение. Духовная жизнь в России в XVII веке

В исторической литературе семнадцатое столетие начинают со Смутного времени и завершают преобразованиями Петра I. Не менее важно и то обстоятельство, что эпоха берет начало также с подъема народно-освободительного движения в провинциальных городах и монастырях, таких как Нижний Новгород, Ярославль, Муром, Кострома, Троице-Сергиев монастырь и другие города, селения, обители. Благодаря духовному единению преодолена была Смута, изгнаны из Московского Кремля интервенты, восстановлены монархия и патриаршество. Начиная с 40-х годов XVII века ситуация внутри страны непрерывно осложнялась политическими, социальными и религиозными конфликтами - городские выступления, стрелецкие восстания, Крестьянская война под предводительством Степана Разина, осада Соловецкого монастыря и раскол-старообрядчество. Народ, осознавший свою мощь защитника Отечества, с «первобытной силой» требовал от властей лучших порядков и справедливых государственных чиновников в лице бояр, воевод, дьяков и разных «начальников». Напряженная атмосфера в обществе вызвала работу мысли передовых людей, в числе которых были как мирские люди, так и представители белого духовенства и монашествующих. Так Россия позднего Средневековья вступила в начальную стадию перехода к Новому времени.

Наиболее слабое звено в историко-культурной разработке семнадцатого столетия - хронологическая периодизация в общеевропейском масштабе, а также типологическое своеобразие древнерусской культуры. В коллективных исторических трудах, монографиях, статьях неразличимы временные грани, самобытность эпохи. Укоренилась довольно противоречивая, можно сказать, поверхностная терминология: «бунташный век», «бунташное время», «эпоха скачков», «переходный период от средневековья к новому времени», «новый период русской истории», «последний век средневековья», «на пути к секуляризации культуры», «начало обмирщения культуры», «на переломе культуры», «осень Средневековья», «эпоха бунташного духа», «раннее Новое время». Нередко историками употребляется формула «время формирования предпосылок для преобразований Петра Великого»1.

В коллективных трудах вплоть до конца XX века авторы придерживались определения, согласно которому примерно с XVII века наступает новый период русской истории, хотя специальными исследованиями оно не подтверждается2. А.К.Леонтьев, открывая своим очерком коллективный труд по истории русской культуры, написал: «С XVII столетия начался новый период русской истории, но вместе с тем и последний для России век Средневековья»3. М.Я.Волков придерживался примерно такой же точки зрения, но при этом его формулировка представляется более противоречивой: «В истории России и русской православной церкви время с 10-20-х годов до конца 90-х годов XVII века является особой и своеобразной стадией. Эта стадия завершала эпоху расцвета феодализма в стране и одновременно открывала “новый период русской истории”, период упадка феодализма и перехода страны от феодализма к капитализму»4. В приведенных суждениях отсутствует сам фактор культуры. Обнаруживается противоречие на глубинном смысловом уровне.

Из специалистов по древнерусской литературе академик Д.С.Лихачев высоко оценивал семнадцатый век с позиции общеевропейской истории: «Значение этого века в истории русской литературы приближается к значению эпохи Возрождения в истории культуры Западной Европы»5. С точкой зрения Лихачева согласуется мнение историка А.И.Рогова: «Общие успехи развития культуры в России в XVII веке, появление существенно новых элементов в ней в полной мере могут быть отнесены к школе и просвещению... Заметно возрастает в России интерес к педагогике, методике преподавания, вопросам домашнего воспитания»6. Выделение семнадцатого столетия из череды веков русского Средневековья по параметру знание представляется правильным. Действительно, по широте взаимодействия традиционной культуры с новыми явлениями и влияниями именно эта эпоха далеко превзошла предшествующие. Однако не ясно, что происходило с культурной традицией.

Б.И.Краснобаев рассматривает в своей книге развитие культуры России второй половины XVII - начала XIX века в контексте западноевропейских событий, не настаивая на их синхронности. Автор пишет: «Так же, как и для других стран Европы, для России в XVII веке начался новый период истории. Первостепенное значение для этого вывода имеет не уровень, на котором находилось тогда “новое”, а то, что оно началось и приобрело единую направленность движения». Упоминая Соборное Уложение, изданное в Москве на Печатном Дворе в январе 1649 года, Краснобаев особо подчеркнул, что оно напечатано: «...впервые в России типографский станок был использован для издания юридического и политического документа»7.

В середине XX века углубленному исследованию подверглись эпоха Возрождения и Средневековье8. Зарубежные ученые выступили с концепцией медиевизации Возрождения, среди них известный специалист по итальянскому Ренессансу П.О.Кристеллер. Историк представляет западноевропейский гуманизм явлением филологической учености в гуманитарной по преимуществу культуре позднего Средневековья XV - начала XVII века, отвергает не только оригинальность его философии, но и новизну идеологии9. И.П.Медведев под византийским гуманизмом имеет в виду духовно-интеллектуальное и эстетическое направление в средневековой традиционной культуре у греков XIV-XV веков; рассматривает его как культурно-историческое явление, родственное западноевропейскому ренессансу, но не связанное с развитием элементов капиталистического уклада10. Западноевропейские и отечественные авторы теперь не связывают напрямую возникновение ренессансного течения в средневековой культуре с ранним капитализмом, объясняют его развитием городов и оживлением городской жизни11.

По такой большой проблеме, как духовная культура западноевропейского Ренессанса, существует огромная литература. Но до сих пор не прекращаются дискуссии, имеют место разные оценки и полярные суждения12. Достаточно взвешенно мнение И.П.Мед-ведева по данной проблеме: «Одним из наиболее бесспорных моментов в изображении гуманистической культуры эпохи Возрождения представляется оценка ее как культуры по преимуществу энциклопедической и риторической. Универсализм - черта, присущая многим, даже самым выдающимся умам эпохи Возрождения, вплоть до Альберти и Леонардо да Винчи, - отличает их от мыслителей предыдущих поколений и сближает с мыслителями последующих столетий». У историка сформировалось двойственное отношение к универсализму эпохи Возрождения: «...в самой этой жажде широких, всесторонних, универсальных, в какой-то степени даже поверхностных, неспециализированных знаний отразился дух Ренессанса»13.

Поскольку ссылки делаются автором главным образом на культуру Византии и Италии, можно сказать, что античное культурное наследие для этих стран в Средневековье оставалось хотя и ослабленной, но все-таки живой традицией. Это относится к III—VIII векам, эпохе поздней Античности и первых семи Вселенских Соборов . Особое место в святоотеческой книжности занимали труды святых Отцов и Учителей Церкви Василия Великого, епископа Кесарийского (330-379), Григория Богослова, архиепископа Назианзина (329-390), и младшего их современника Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (347-407). «Впитав в себя всю эллинскую культуру и науку, - пишет А.А.Спасский, -они говорили языком Гомера, Аристотеля, Платона... они привлекали к себе внимание всего современного им образованного общества»14. Для других европейских стран, не связанных непосредственно с высокой классикой, имело место осознание значения в реальной жизни христианских ценностей в соединении с ролью природного разума, опыта, моральных принципов15.

В гуманистических кружках западноевропейских стран широко распространялись, наряду с богословско-нравственными трудами Отцов Церкви, их произведения светского характера. Многократно публиковалась, например, в XV-XVII веках на латинском и греческом языках гомилия ** Василия Великого, епископа Кесарийского, «Как молодым людям извлечь пользу из языческих книг»16.

Вселенские Соборы - собрания пастырей и Учителей Церкви для решения наиболее важных вопросов и установления Правил, обязательных для христиан. Православная церковь признает семь Вселенских Соборов.


« Предыдущая Оглавление Следующая »