Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 30

«Правила» написаны чернилами хорошего качества: темнобурого, почти черного цвета, коричневатый оттенок встретился на л. 307 в написании нескольких слов. На полях и в строках попадаются мелкие чернильные пятна: л. 327 об, 343, 346, 363, 379; а также восковые следы от горевшей свечи: л. 382, 384, 392. В целом можно сказать - письмо отличается тщательностью исполнения: ровная разлиновка листов, чистые междустрочья, ритмичное завершение строк, согласованное с более украшенным началом каждой строки; вертикальное почти без наклона положение букв и т.д. Наличие значительных полей свидетельствует, что предполагалась декоративная рамка по образцу печатных изданий27. Структура сочинения согласно авторскому замыслу не завершена: отсутствует не только заглавие, как выше сказано, но и оглавление, а также порядковая нумерация глав (в печатных изданиях обычно выносилась за рамку). Каждое Правило служит как бы заголовком главы и одновременно ее началом. Выписки из Священного Писания подаются заглавной и выделительной в тексте буквами большего размера, чем строчные.

В рукописи отсутствуют орнаментальные украшения - заставки, вязь, концовки, пышные инициалы, хотя киноварная краска розово-кирпичного оттенка использована в достаточном количестве. Ею выполнены словесные формулы всех Правил (размер некоторых из них занимает три-четыре строки); многочисленные ссылки на полях (отдельные листы имеют по три-четыре ссылки: л. 304 об, 315, 317, 327 и т.д.); заглавные буквы; подзаголовки на л. 299, 300, 306 об, 393; выделительные в Тексте буквы. Киноварные красочные строки, ссылки, буквы в тексте выполнены тем же полууставным почерком, что и Текст, более того, одновременно с ним (наши визуальные наблюдения над соотношением букв, выполненных краской и чернилами). Красочные заглавные и выделительные буквы отличаются большим размером, некоторые - изящным декоративным оформлением. При общей аккуратности письма встречаются тем не менее почти на каждом листе (особенно часто в конце рукописи) закапанные, смазанные и залитые чернилами, иногда киноварной краской буквы, точнее, закапанной выглядит не вся буква, чаще всего округлая ее форма - петля, крючок, хвост; это буквы «а», «б», «в», «ь», «о», «р», «ц», «ы», «я» 1.

См. Текст на л. 393, где два подзаголовка «Толкование».Имеем в виду киноварную букву, с которой начинается выписка из Нового Завета.

Исправления в Большом Тексте немногочисленные, сделаны опытной рукой весьма бережно, такими же чернилами и тем же полууставным почерком. К ним относятся написания букв и отдельных слов по смытому или стертому тексту: л. 299, 302, 303 об, 308, 318 об, 323, 329, 329 об, 330, 331, 334, 335 об, 337, 344 об, 363, 365, 366 и другие. Несколько поправок обнаружено в междустрочье над строкой в виде буквы, слога, слова: л. 311, 329, 338, 338 об, 386 об, 390. Имеются единичные исправления и мелкие вставки**, вынесенные на поле: на л. 338об. в строке и на нижнем поле со знаком вставки написано «непрелюбы»; на л. 351 в киноварной строке над выражением «благоугодномъ» поставлен знак исправления***, на поле с таким же знаком написано «доб», правильно - «добро». Небольшое число составляют исправления в строке - это написание одной (реже двух) букв по другой: на л. 322 (киноварная строка) в слове «обличати» первое «и» написано по «о».

Обнаружено несколько ошибочных написаний, оставшихся неисправленными, а также механические пропуски**** отдельных слов, из-за которых неясен смысл написанного. На л. 305 об. написано: «Азъ Заповеди Моя Моего соблюдохъ»; вместо «Отца» ошибочно написано «Моя»; правильное чтение: «Азъ Заповеди Отца Моего соблюдох» Иоанн 15, 51. На л. 327 об. из-за механического пропуска непонятен смысл предложения: «Иисус же не к тому со дерзновениемъ хож-даше»; правильно: «Иисус же не яве к тому со дерзновениемъ хож-даше»- Иоанн 11, 40. На л. 328 допущен также механический пропуск, прочтение ошибочное: «Поемше же ученицы нощию»; правильно: «Поемше же его, ученицы нощию» - Деян 9, 22. На л. 367 написано: «...бысть ве еллинехъ», правильное чтение: «...бысть роптание в еллинехъ» - Деян 6, 16. На л. 328 неисправленное ошибочное написание: «...свесиша по стене в нощноцы»; следует: «.. .свесиша по стене в кошницы» - Деян 9, 22. Описка дважды повторена механически в киноварной сноске на л. 345 об.: против текста на поле стоит Кор Коринфянам вместо правильного Кол Колоссянам*.

Наблюдения над рукописью и почерком исправлений, поправок, мелких вставок, сделанных над строкой и на поле, дает право сделать заключение: не имеется каких-либо следов редакторской правки другой рукой. Все без исключения исправления и мелкие вставки сделаны таким же полууставным почерком, что и Большой Текст, теми же чернилами, одной и той же киноварной краской. Наличие в Тексте ошибочных написаний, нескольких механических пропусков слов подтверждает факт отсутствия редактирования справы после завершения книгописной работы.

На л. 309, 310, 327 об, 330 об. - 331 вставки Дополнительного текста, сделанные рукой патриарха Никона, одними и теми же разбавленными водой чернилами светло-коричневого цвета. Стиль письма, отличающийся от книжного полуустава Большого Текста, близок к приказному письму официальных документов, эпистолярных посланий и частных писем28. Называем его скорописью с элементами полуустава29. Наиболее яркая особенность собственноручных текстов Никона заключается в индивидуальности почерка, которую по-разному можно объяснить, но несомненно, она связана с осознанием значимости именно авторского текста, в отличие от печатных изданий и рукописных книг, где стиль школы и традиция нередко превалируют над индивидуальными особенностями письма30. Присоединяемся к мнению Л.М.Костюхиной: Эволюция письма и других палеографических категорий, их связи с общими явлениями культуры XV-XVII вв. до сих пор остаются мало изученными»31. Приходится эмпирическим путем, привлекая архивные материалы, определять подлинность авторского почерка в текстах с разными стилистическими признаками письма32. По нашим наблюдениям, названные тексты Никона можно отождествить с его автографами, выполненными примерно в таком же стиле.

Письмо Дополнительных текстов вставки лишено художественной основы33, оно несколько ускоренного темпа по сравнению с Текстом рукописи, имеет меньшую тщательность исполнения, отличается даже некоторой небрежностью: неровные и кривые строки, легкий наклон букв влево, заполненные выносными буквами и поэтому кажущиеся зауженными междустрочья, приземистые буквы, преобладание нажимов над тонкими линиями в начертаниях почерка, большое количество смазанных, залитых чернилами, закапанных букв, авторская правка непосредственно в строке и т.д. На л. 309 первая вставка на 9-ти строках под колонкой Большого Текста из 4-х строк. Автором оставлено место для киноварной буквы, вставка начинается с буквы «ы» вместо местоимения «Ты». На поле против Дополнительного текста - ссылка чернилами. Зачеркнуто выражение «И прочее», а далее в строке написано «И помале», механически осталась буква «И». Имеются расплывшиеся и смазанные буквы. На л. 310 вторая вставка в 3-х строках под колонкой Большого Текста из 13-ти строк. Как и в первой вставке, оставлено место для киноварной заглавной буквы «К», в результате текст начинается буквосочетанием «ая» в выражении «Кая полза». Расплывшиеся чернильные пятна на буквах «В», «р» в словах «делъ», «вера».

Третья вставка на л. 327 об. размещена следующим образом на странице: в междустрочье 8-й и 9-й строк Большого Текста - две строки; на нижнем поле - две строки со знаком переноса 2. На поле против вставки указана чернилами ссылка таким же почерком. Смазана заглавная буква «В» от сильного нажима пера34. Расплывшиеся и закапанные буквы «н», «ц» в слове «ученици» на нижнем поле. Наконец, четвертая вставка - самая большая по объему в 20 строк на л. 330 об. - 331 (на л. 330 об. под колонкой Большого Текста - 8 строк; на л. 331 чистом - 12 строк). Для исполнения заглавной буквы в киновари, как и в предыдущих 1-й и 2-й вставках, оставлено место в начале первой строки на л. 330 об.; текст начинается с буквосочетания «ес» вместо «Бес» в выражении «Бес правды». На поле ссылка на Кормчую35.

В Дополнительном тексте имеется подзаголовок «Толкование» . На л. 330 об. смазаны буквы «р», «в» в слове «правды»; закапано второе «д» в слове «досаждение»; буква «и» в слове «инехъ»; на л. 331 - выносное «в» в слове «быв»; «б» в слове «бывшаго»; исправление в слове «чистыя» - буква «ч» написана по другой букве. Стиль письма дополнительных вставок, диссонирующий с тщательным почерком Большого Текста, выполненного в традициях книгописного искусства, подтверждает наши выводы: только автор-составитель мог допустить подобное соединение стилей, признавая ценность традиционно книгописного искусства и значимость собственноручного письма.

В рукописи имеется вставной л. 298а с письмом (или запиской) патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (указан титул царя), в нем содержится просьба принять и прочитать сочинение. Письмо на 14 строках, точнее, оно сопроводительное к авторской рукописи; написано скорописью, чернилами светло-коричневыми, сероватого оттенка. Манера исполнения близка к стилю Дополнительных текстов - отличается некоторой небрежностью и меньшей степенью тщательности по сравнению с Текстом рукописи36. Чернила плохого качества, расплывшиеся на отдельных буквах: в слове «Малыя» (фото 1: 3-я строка сверху) смазано «ы»; в слове «ближнему» (фото 1: 4-я строка снизу) закапано выносное «ж»; в слове «надеюся» (фото 1: 3-я строка снизу) - расплывшиеся буквы «а», «д» (левая ножка последней буквы недописана). Отсутствуют дата и подпись-рукоприкладство.

В письме выражены индивидуальные особенности скорописного почерка Никона с характерными для него декоративными приемами. Своеобразный начерк заглавной буквы «В» чернилами, высотой в две строки, выполнен в три приема (фото 1 и 5). Одна из разновидностей буквы «л» часто встречается в скорописных текстах Никона: высокая с наклоном влево мачта выходит в между-строчье (фото 1: 1-я и 2-я строки сверху; фото 7: 3-я и 5-я строки сверху; фото 8: 2-я строка сверху). Буква «р» с округлой головкой, узелком или закруглением на нижнем удлиненном конце (фото 1: 1-я и 3-я строки сверху; фото 7: 2-я строка сверху). Своеобразный начерк буквы «д» с укороченной и загнутой вправо под основание левой ножкой (фото 1: 2-я строка снизу; фото 7: 4-я и 5-я строки снизу), эта буква имеет в автографах Никона несколько декоративных форм.


« Предыдущая Оглавление Следующая »