Церковный календарь

случайная икона

Палеографический анализ

Для идентификации книжного полуустава «Правил» с почерком патриарха Никона использованы вышеописанный Дополнительный текст рукописи - авторские вставки скорописью на л. 309, 310, 327 об., 330 об. - 331; автограф Сопроводительного письма на л. 298а. К детальному палеографическому анализу привлечены также в фотокопиях следующие рукописные материалы - автографы патриарха Никона:

1. Послание патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в связи с правительственной отправкой приглашения восточным патриархам прибыть в Москву на церковно-правительственный Собор49 для суда над ним от 21-24 декабря 1662 г.50 (Далее: Послание 1662 г.): РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 140. Ч. III. Л. 69-77. Это русский полуустав с элементами скорописи в каллиграфическом исполнении; окончание Послания - деловая скоропись (фото 5, 6, см. Прил. № I)51.

2. Документ об отречении, составленный патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре с изложением достойных его сану условий, на которых он соглашался покинуть Патриаршество без соборного суда восточных патриархов от 13 января 1665 г. (Далее: Документ 1665 г.): РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 140. Ч. VI. Л. 199, 200-219, 220-230 (л. 200а, 220а - литерные). Без заглавия. В двух беловых экмземплярах: на «Тетратях» и «Столбцах». Русский полуустав с элементами скорописи и каллиграфического письма. На л. 230 и по склейкам подпись скорописью: «Смиреныи Никонъ Божиею милостию патриархе, тако свидетельствую страхомъ Божиим»52. «Тетратям» на л. 200-219 предшествует л. 199 с записью, сделанной в 1675 г. в Тайном приказе деловой скорописью: «Тетрати писаны уставом патриарха Никона о пъриезде к нему в Воскресенской монастырь чюдовскаго архимандрита Иоакима, что ныне святеи-шии патриархъ да думного дьяка Дементья Минича Башмакова, что *ныне печатник*»53.

3. Подпись патриарха Никона на челобитной к царю Алексею Михайловичу и царской семье из Ферапонтова монастыря; конец 60-х годов XVII века, скоропись; каллиграфическое исполнение (Далее: Каллиграфическая подпись): РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 140а. Ч. I. Л. 14 об. (фото 8)54.

Текст «Никоновых Правил» сохраняет основные признаки книжного полуустава русской московской разновидности книжного письма55 на протяжении всей рукописи. Относится это прежде всего к начертанию букв - главной определяющей стиля почерка56, степени мастерства и тщательности57, декоративному оформлению58. Соотношение тонких и утолщенных линий в начертаниях не является постоянной величиной: к середине рукописи нарастают нажимы пера, почерк становится как будто напряженнее, проще (ср. фото 3 и 4). Тем не менее Текст производит впечатление стройного ритмичного письма, художественно оформленного. Прямо стоящие с легким наклоном, небольшие буквицы кажутся рисованными. Стилизация под XV век просматривается в мягких изгибах крыш, перекладин, мачт, преобладании округлых начертаний над острыми, крючковатыми, манерными; использовании наряду с другими формами «в» трапециевидного (сужающаяся кверху); передаче «и» в виде двух параллельных вертикалей - выраженной с изяществом, плавностью линий, соразмерностью деталей. Книгописец явно владел не только искусными каллиграфическими приемами, но и мастерством иконописца-знаменщика59 .

Написано над строкой такими же чернилами и тем же почерком.

Вместе с приверженностью к традиционному полууставу в рукописи отчетливо выступают признаки московского книжного письма третьей четверти XVII века из скриптория Чудова монастыря на Патриаршем дворе. Одним из главных палеографических признаков, установленных Л.М.Костюхиной для этого периода, -деление строки на слова: «Переписчики книг не следят за красотой начертаний, не выдерживают наклона и равномерного распределения букв и слов в строке, тем самым нарушая плавность ритма. Зато обычным для них приемом становится деление строки на слова»60. В изучаемой рукописи все строки аккуратно и уверенно разделены на отдельные слова и в то же время сохраняется художественная основа книжного письма61; отсутствуют сложные лигатуры, украшавшие полуустав XV-XVI веков. Соединение букв в строке достигается с помощью тонких волосяных линий; имеет место связь букв между строк, благодаря использованию художественных элементов. Общестилистическая система полуустава поддерживается «старопечатной основой»62: набором букв, выполненных по образцам печатного шрифта, - строчные «а», «д», «е», «и», «Т», «р», «л», «м», «н», «о», «п», «с», «т» трехмачтовое, «ш», «ъ», «ю». И эти же буквы передаются вариантными формами - традиционно уставной, скорописной, иногда грецизированной, каллиграфически утонченной. Смешение различных стилистических начертаний не нарушает красоты письма, но свидетельствует о переходном почерке - от книжного полуустава к скорописи деловой бытовой при сохранении художественного исполнения63.

Скорописными являются, по нашим наблюдениям, все надстрочные выносные буквы, количество которых в рукописи сравнительно небольшое. От аналогичных строчных они отличаются меньшим размером, выполнены тонкими линиями почти без нажимов пера, расположены по горизонтали или под углом к строке. Буквы «н», «д», «в», «ж», «т» одномачтовое, «р» сохраняют вертикальное положение, но контуры их все-таки вытянуты вдоль строки. Выносные чаще размещаются не в середине, а в конце строк, обрамляя их. Междустрочья остаются чистыми, таким образом поддерживается ритмичность письма. Начертания выносных в автографах скорописного и полууставного письма Никона не имеют вариантных форм, отличия касаются мелких деталей. Так, выносная «х» размещена над строкой по горизонтали: у нее округлая правая петля замкнута, вытянута вдоль строки, а левая разомкнутая. Встречается рисунок выносной в виде «лежачей восьмерки» (фото 1: 6-я строка сверху; фото 2: 5-я строка сверху; фото 5: 13-я строка снизу). Надстрочная «земля» пишется под значительным углом к строке, имеет большую округлую головку с обращенной вниз как бы срезанной петлей, которая опущена на верхний край строки (фото 1: 7-я и 9-я строки сверху; фото 3: 5-я строка сверху, 8-я строка снизу; фото 4: 5-я строка сверху; фото 5: 18-я строка сверху).


« Предыдущая Оглавление Следующая »