Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 33

Оригинального рисунка надстрочная «м», похожая на спираль: округлой формы конец левой петли - крошечный завиток, обращенный вверх, правая слегка закруглена вниз. Как в исследуемой рукописи, так и в Послании 1662 г. начертания выносной «м» совпадают вплоть до равномерных соотношений тонких линий и нажимов пера (фото 3: 2-я строка сверху; фото 4: 7-я строка сверху; фото 5: 5-я и 9-я строки сверху). В Сопроводительном письме «м» надстрочная имеет некоторое отличие - у нее замкнутая наподобие «о» левая петля снабжена волнистым хвостиком, завершающим строку; в Каллиграфической подписи выражение «страхом Божим» написано с двумя выносными «м». У каждой замкнутая левая петля с тонким коротким усиком, похожим на стрелу, обращенным к строке. В Документе 1665 г. «м» выносное более сжатой формы, в начертании преобладают уплотненные линии, но контур буквы прежний (фото 1: 8-я строка сверху; фото 8: 3-я строка сверху). Во всех авторских текстах Никона встречается выносное «т» одномачтовое, крыша буквы развернута влево. Отличается лишь каллиграфическое исполнение на л. 298 рукописи: укороченная мачта с крышей, развернутой по обе стороны киноварной буквы «омега» (фото 2: 3-я строка снизу; фото 3: 10-я строка снизу; фото 5: 2-я строка снизу). Близки начерки «в» и «д» надстрочных, через их основание проведена волосяная линия, значительно превышающая контур каждой: «в» с трапециевидной головкой, «д» в виде крошечного треугольника. Однако в тексте трудно уловить различие между их мелкими начерками (фото 1: 4-я и 5-я строки снизу; фото 2: 4-я строка сверху).

Почти все строчные буквы имеют несколько графических форм; одна и та же форма в свою очередь представляет разнообразные вариации мелких деталей. В рукописи представлены украшенные, или декоративные буквы наряду с обычными. Наиболее сложная по рисунку буква «ж» выполнена в два приема: короткая утолщенная ножка слегка повернута влево, замкнутая округлая петля находится в строке справа от ножки, разомкнутая левая наподобие большого крыла, нижний край которого уходит в между-строчье. Тонкий усик правой петли бывает разной длины: то едва заметен, то вытянут до противоположного крыла. Начертания «ж» в Большом Тексте и Послании 1662 г. полностью идентичны (фото 2: 4-я строка сверху и 1-я снизу; фото 3: 5-я и 10-я строки сверху). Если в Документе 1665 г. выносная «ж» такого же рисунка, как и в рукописи, то строчная представлена другой формой, выполненной в три приема: правое крыло с симметрично разведенными и закругленными петлями, а левое повторяет контур большого крыла, как в рукописи и соответственно Послании 1662 г. (см. выносную, близкую по начерку к строчной в Документе 1665 г. - фото 5: 2-я строка снизу; фото 7: 1-я строка сверху; фото 8: 2-я строка снизу).

Обнаружено два декоративных начертания строчной «ж»; первый довольно редкий: плавно сомкнутые и гармонично соединенные левая и правая петли воспроизводят рисунок цветка на л. 352 в киноварной строке («пождавати»)*. С сомкнутыми, но ассиметрично расставленными петлями эта буква присутствует в Сопроводительном письме (фото 1: 4-я и 5-я строки сверху). Второй декоративный начерк «ж» отмечен на л. 330 об., 343 об., 349, 369 («неже», «побеждайся», «Божие»): левое большое крыло опущено под строку и соединено с титлом или надстрочным знаком, образуя маленький завиток. Подобный начерк буквы присутствует в Послании 1662 г. (фото 2: 4-я строка сверху; фото 3: 9-я строка сверху; фото 5: 5-я строка снизу). Строчная «с», как правило, большого размера, внутри размещается одна-две обычные буковки. Нижняя петля, уходящая под строку, так же, как у буквы «ж», соединяется с надстрочными знаками посредством тонкого завитка или хвостика: л. 329 об. («Сила»), Аналогичный прием используется и в Послании 1662 г. (фото 5: 17-я и 20-я строки снизу).

Указываем в скобках слово, имя, чтобы показать отсутствие особого значение или смысла, которое придавали древнерусские книжники выражению, выдел»; соответствующую декоративную букву.

Оригинальной формы буква «я» с круглой головкой на ножке, склоненной под значительным углом влево, другая едва обозначена тонкой линией. В Послании 1662 г. «я» в конце строки имеет закругленный хвостик, в обеих рукописях начертания тождественны (фото 2: 5-я строка сверху; фото 5: 16-я и 20-я строки снизу). Декоративный начерк «х» на л. 356 об. («обинухся») встречается во всех полууставных текстах: правая утолщенная ножка сверху как будто срезанная, на верхнем конце тонкой левой - маленький узелок (фото 5: 2-я строка). Изящно загнуты удлиненные хвосты «ц», «щ». Буква «е» имеет наиболее распространенную форму: прямая высокая мачта, выходящая за верхний край строки, завершается круглой замкнутой петелькой или завитком. Рисунки строчных «ц», «ш», «щ», «ъ» совпадают в собственноручно выполненных текстах патриарха. Декоративный рисунок «ш» и «щ» чем-то напоминает «грабельки» - л. 327, 369 («послушаете»; «аще»).

Строчная «д», помимо скорописной и старопечатной форм, присутствует в разных начертаниях и с вариациями деталей. Наиболее распространено в рукописи и других текстах «д» с удлиненными тонкими ножками, опущенными под строку, правая слегка скошена, левая прямая или с небольшим изгибом. Тонкая линия, проведенная по основанию, выходит за контуры буквы (фото 3: 3-я строка сверху; фото 5: 3-я строка сверху; фото 7: 2-я строка сверху). В Сопроводительном письме и вставке Дополнительного текста на л. 330 об. «д» скорописное имеет другое начертание: правая длинная ножка скошена влево, а укороченная левая резко загнута под основание (фото 1: 4-я строка снизу; фото 3: 5-я и 6-я строки снизу; фото 6: 4-я строка снизу; фото 8: 4-я строка сверху). Буква «г» с высокой мачтой, укороченной крышей с крошечной «гирькой», поднятой вверх (Документ 1665 г.) или обращенной вниз (Послание 1662 г.), ее длинная ножка опущена под строку, иногда украшена узелком, одним или двумя тонкими усиками (фото 2: 3-я строка сверху; фото 5: 1-я строка сверху; фото 7: 1-я строка снизу). К отдельным грецизированным буквам относится «а», исполненная как «альфа».

Большой Текст рукописи, как показано выше, украшают каллиграфически выполненные буквы - заглавные в киновари, строчные и выносные. От обычных традиционных начертаний их отличает не только графический рисунок, но и наличие дополнительных декоративных элементов - завитков, узелков, усиков и т.д. Эти изобразительные приемы всегда в авторском письме индивидуализированные, поэтому служат важным признаком идентификации почерка64. К вышеприведенному ряду декоративных букв прибавим еще несколько. Из написанных в традиционном полууставном стиле заглавных «И» выделяется киноварная на л. 357 плавностью вертикальных мачт, поднимающихся над строкой с мягкими закругленными хвостиками в нижнем междустрочье. Такой же рисунок «и» строчной в Послании 1662 г., Каллиграфической подписи и Документе 1665 г. (фото 5: 6-я строка снизу). Начертание строчной «р» с небольшой головкой, длинной ножкой с узелком на конце в автографах Никона устойчивое. На л. 351 киноварная «Р» с высокой закругленной мачтой изображает как бы сомкнутую человеческую ладонь.

В никоновых рукописях разных лет нельзя не обратить внимание на отличия другого порядка, выражающие временную эволюцию письма. Так, прослежена близость стилистического приема в Послании 1662 г. и Документе 1665 г.: у строчной «н» левая мачта, как обычно, прямая, а правая написана как «с» большого размера, поперечная перекладина выходит за контуры буквы с левой стороны (фото 5: 16-я и 18-я строки сверху). Хотя в Тексте «Правил» подобный начерк не обнаружен, тем не менее это при идентичности рукописи с Посланием 1662 г. служит доказательством тождественности полууставного письма в рассматриваемых рукописях. Отмеченное различие свидетельствует о временной разнице между текстами, выраженной в наличии вариантных форм и отдельных декоративных деталей65. К данному признаку можно отнести прослеженное нарастание утолщенности линий от одной рукописи к другой, отчего почерк видоизменяется, становится напряженнее, буквы кажутся тяжелее.

В Большом Тексте рукописи отсутствуют красочные инициалы, заставки, и все-таки текст производит впечатление художественного письма, благодаря присутствию набора букв - заглавных, строчных и выносных - не столько с декоративным, сколько образным «реалистическим» выражением. На л. 316, 340 киноварная «А» представляет графически образ птички («Аминь», «Аще»). На л. 315 об. («Блюдите»), 326 об. и 342 («Блажени»), 339 об. («Беззаконнымъ») киноварная «Б» воспроизводит силуэт белки. На л. 352 об. киноварная «К» («Како») выражает как бы поступь коня; такой же рисунок строчной «к» в Послании 1662 г. и в Каллиграфической подписи (фото 5: 1-я строка сверху, фото 8: 1-я строка снизу). На л. 392 строчная «омега» («разбойникомъ»)* передает силуэт лебедя, имеет высокую левую мачту с завитком и пониженной серединой округлого основания. Надстрочная «м» - образ летящей птицы, во многих других местах - скользящей змейки (фото 1: 4-я строка снизу; фото 3: 2-я строка сверху). Все эти реалистические приметы, как показывают приведенные образцы, не несут в себе никакого сокровенного смысла. В Документе 1665 г. выделенные киноварью буквы с похожими начертаниями не имеют образной выразительности. Из этого следует, что сочинение Никона предназначалось для других, прежде всего духовнонравственных, эстетических и просветительских целей, служило связью между «внешним» и «внутренним» наказанием66.

Подведем итоги. Детальным палеографическим анализом подтверждается: рукопись с сочинением «Правила христианской жизни» выполнена патриархом Никоном в 1661-1662 годах в бытность его в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Патриарх выступает в качестве опытного книгописца, владеющего стилями каллиграфического книжного и скорописного письма.

13 публикации буква ш заменяется буквой «о», согласно правилам публикации исторических документов.


« Предыдущая Оглавление Следующая »