Церковный календарь

случайная икона

Текстологические наблюдения

Текстологические наблюдения ограничиваем анализом главным образом внешних сторон текста, чтобы определить наиболее важные этапы работы, ее качественный уровень, установить связь текста с другими сочинениями патриарха Никона67 и уточнить датировку. Попытаемся также найти какие-либо сведения о помощниках и консультантах патриарха Никона. Сочинение дошло до нас в единственном беловом экземпляре, Текст рукописи состоит из двух неравных частей - собственно «Правил» и Новозаветных выписок. Первая, меньшая по объему часть включает 71 словесную формулу из «Нравоучительных Правил» Василия Великого68. Вторая часть, более обширная, представляет собрание выписок из Священного Писания Нового Завета, как и в острожском издании, но выполнена в стилистике московских изданий 50-х годов XVII века69.

284 выпискам, размещенным по всем главам, соответствуют 252 ссылки на полях рукописи; в каждой главе от двух до десяти и более ссылок. Патриарх Никон не мыслил духовную жизнь без ценностных христианских представлений и без посмертного воздаяния. Прав был М.В.Зызыкин, когда подчеркивал, что Никон придавал «большое значение в государственной жизни началу духовному и старался приобщить к этому жизнь общества»70. В русской книжности середины XVII века построение сочинения с многочисленными отсылками на первоисточник начало уже практиковаться, но еще не стало обязательной нормой71. Рукопись имеет продуманную и отлаженную систему выписок и отсылочного аппарата, составленного по формулам обозначений и сокращений выходных данных, принятых как в острожском издании, так и в публикациях московского Печатного Двора72. Каждая выписка начинается с заглавной или строчной буквы, выполненной, как и ссылки, в киновари. Исключение составляют три отсылки в Дополнительном тексте - чернилами, л. 309, 310, 327 об.

В помещенной ниже таблице представлена в цифрах система выписок и ссылок в Большом Тексте. Абсолютное большинство выписок сделано из Книг Нового Завета: Евангелие от Матфея - 58; Евангелие от Иоанна - 43; Евангелие от Луки - 36; Евангелие от Марка -6. Следующий источник «Деяния святых апостолов» - 36. Далее следуют Послания апостола Павла: Римлянам - 13; Коринфянам (Первое, Второе) - 20; Тимофею (Первое, Второе) - 23; Фессалоникийцам (Первое, Второе) —11; Галатам - 8; Ефесянам - 6; Филиппийцам - 4; Колоссянам - 5; Титу - 6; к Евреям - 1. Послание апостола Иакова представлено двумя выписками, Ветхий Завет - двумя выписками (из Псалтири - л. 392 об. и Книги пророка Исайи - л. 392). На Кормчую сделано три ссылки, причем две без текста (л. 300 об., 304 об.; 330 об.). Не установлен источник у трех не отмеченных на полях рукописи выписок - на л. 313, 315 об., 393.

Выражения, которыми пользовался патриарх Никон, - «въписание», «извещение».

Послание к царю Алексею Михайловичу из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря от 21-24 декабря 1662 года имеет непосредственную связь с рукописью. Оно содержит наказ властям принимать соборные решения «по Божественнымъ Заповедед/ Евангельскимъ и святых аостолъ и святыхъ отецъ каноном»7' (Прил. № 1, л. 69). В Сопроводительном письме, обращаясь к Алексею Михайловичу «милостиво сие тетраяш принята», Никон раскрывает духовные намерения: «Божия Завета нужнеишиа Заповеди. Без них же невозможно всякому християнину спастися». Православному царю они также необходимы: «...всяко познаеши недостаточество свое пред Господемъ Богом и ближнему любовь наше почтеши». Правила трудны для восприятия, потому что словесные формулы аккуратно воспроизведены на церковно-славянском языке вместе с вышедшими уже во второй половине XVII века из употребления отдельными выражениями. Объяснить это можно стремлением автора-составителя дать для чтения текст, который будет воздействовать не только на чувство, но и «стимулировать» активность ума74.

В течение 15-летней ссылки опальный патриарх не мог заниматься книжным творчеством, однако он не отрекся от своих воззрений, примирившись с царем Алексеем Михайловичем. В составленной и вырезанной им на деревянном кресте надписи сообщается: «Никон, Божией милостию патриарх, постави сей Крест Господень, будучи в заключении за Слово Божие и за святую Церковь на Бълоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме»75.

никон 1

Патриарх Никон. Последняя треть XVII в. Парсуна. Неизвестный художник. Государственный Исторический музей

Патриарх Никон с видами Крестного и Воскресенского монастырей. Начало XX в. Неизвестный художник. Государственный Исторический музей.

церковь

Московский Данилов монастырь. Храм святых Отцов семи Вселенских Соборов. Середина XVII в. Архитектурный замысел патриарха Никона.

храм

Московский Кремль. Патриарший дворец с парадной Крестовой палатой, личными покоями Никона и домовой церковью св. митрополита Филиппа. 1653-1655 гг.

Воскресенский собор в Новом Иерусалиме.

Воскресенский собор в Новом Иерусалиме. 1658-1666, 1679-1685.

Трехсвятский колокол в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре.

Трехсвятский колокол в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. 1664-1666 гг. с образами Святителей и Вселенских Учителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.

Ферапонтов монастырь с надвратной Богоявленской церковью, домовым храмом Никона: ссыльному патриарху не дозволено было присутствовать на богослужении вместе с братиею.

Кресло патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре. С тыльной стороны подлокотников краской выполнена надпись: «7176-го 1668 марта в 1 день сип стул сделан смиреным Никоном патриархом в заключении за Слово Божие и святую Церковь в Ферапонтове монастыре в тюрьме». Государственный Исторический музей.

РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Ч. I. Д. 140. Л. 298a. 1662 г. Воскресенский Новоиерусалимский м-рь. Сопроводительное письмо (или записка) патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу, отправленное вместе с рукописью «Правила христианской жизни». Деловая скоропись. Автограф.

РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 140. Ч. I. Л. 299. 1662 г. Воскресенский Новоиерусалимский м-рь. Начало первой главы рукописи «Правила христианской жизни». Текст помещен в нижней части листа. Русский книжный полуустав. Автограф патриарха Никона.

РГАДА. Госархив. Разряд

РГАДА. Госархив. Разряд 27. Д. 140. 4. I. Л. 301. 1662 г. Воскресенский Новоиерусалимский м-рь. Рукопись «Правила христианской жизни». Большой текст - русский полуустав; дополнительный текст вставка - скорописное письмо. На поле ссылка на Правило Сардикского поместного собора («Кормчая»), Русский полуустав, деловая скоропись. Автографы патриарха Никона.

Рукопись «Правила христианской жизни»

РГАДА. Госархив. Разряд 27. Д. 140. 4. I. Л. 391. 1662 г. Воскресенский Новоиерусалимский м-рь. Рукопись «Правила христианской жизни». Русский полуустав. Отдельные буквы выполнены под влиянием украинского и греческого книжного письма. Ссылки на полях и Текст-автографы патриарха Никона.

Послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу

РГАДА. Госархив. Разряд 27. Д. 140. Ч. III. JL 69. 1662 г., декабря 21-24. Воскресенский Новоиерусалимский м-рь. Послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу в связи с решением правительства об отправке приглашения восточным патриархам прибыть в Москву для соборного суда за оставление им патриаршества. Русский полуустав. Каллиграфическое исполнение. Автограф патриарха Никона.

Послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу в связи с решением правительства об отправке приглашения восточным патриархам прибыть в Москву

РГАДА. Госархив. Разряд 27. Д. 140. 4. III. Л. 77. 1662 г., декабря 21-24. Воскресенский Новоиерусалимский м-рь. Послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу в связи с решением правительства об отправке приглашения восточным патриархам прибыть в Москву для соборного суда за оставление патриаршества. Основной текст - русский полуустав; скорописью - приписка в конце Послания. Автографы патриарха Никона.

Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу в Приказ Тайных дел. Скорописное письмо с собственноручною подписью. Автографы патриарха Никона.

РГАДА. Госархив. Разряд 27. Д. 140а. Ч. I. Л. 58. Конец 1668 г. Ферапонтов Белозерский м-рь. Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу в Приказ Тайных дел. Скорописное письмо с собственноручною подписью. Автографы патриарха Никона.

Послание патриарха Никона к Алексею Михайловичу и царской семье. Подпись-автограф патриарха Никона. Каллиграфическое исполнение.

РГАДА. Госархив. Разряд 27. Д. 140а. Ч. III. Л. 14 об. 1667 г., сентябрь. Ферапонтов Белозерский м-рь. Послание патриарха Никона к Алексею Михайловичу и царской семье. Подпись-автограф патриарха Никона. Каллиграфическое исполнение.


« Предыдущая Оглавление Следующая »