Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 37

Никон свидетельствует в своем послании и о церковно-правительственном Соборе 1660 г.86 как собрании неправедном, потому что судили без «законного разсмотрения» причин оставления им Патриаршей кафедры составом местного духовенства. «А еже, твое благородие, - обращается Никон к царю, - изволи собрать по нашем отшествии митрополитове и епископовъ и архимандритовъ, чрез Божия заповеди на суд, понеже нигде есть таковая заповедь или правило, еже бы судили своего патриарха свои епископи, паче же от него рукоположеными...» (Прил. № 1, л. 69). За этой сентенцией непосредственно следует в Послании 1662 г. словесная формула 24-го Правила.

Рукп. «Правила Послание Никона царю, христианской жизни» 1662 г., декабрь «Яко не подобаетъ осуждати «Яко не подобает II осуждати кого, прежде даже увесть кого преясде даже увесть опасно яже о немъ, аще и опасно, яже [о нем] аще и мнози сутъ оглаголующии» мнози суть оглаголующии» (л. 325). (л. 69-70).

Совпадает почти дословно не только текст Правила, но и выписка из Евангелия от Иоанна (ср.: Прил. № 1, л. 70), она списана также из его рукописи, а не из первоисточника87. Все изложенное позволяет сделать вывод: патриарх трудился над рукописью «Правил» уже после Собора, а 24-е Правило - это критическая реплика на соборное постановление 1660 г.

25-е Правило, вошедшее также в состав Послания 1662 г. со всеми Новозаветными выписками, относится к той же теме, что и вышеназванное 24-е, а именно уходу с Московской кафедры и соборному осуждению патриарха. И в этом случае Никон не называет своего сочинения, откуда он заимствует выписки, лишь ссылается на «святыя книги». Царю же он пишет: «От нихъ же мало нечто на память твоему благородию въпишемъ». Далее следует на л. 72-75 текст 25-й главы. Вторая выписка содержит большой объем сплошного текста. Представляют интерес разночтения меж-ду рукописью «Правил» и Посланием 1662 г. как единственный способ определить, с какого экземпляра делались вставки в Послание 1662 г. Обратимся к тексту.

Рукп. «Правила Послание Никона царю, христианской жизни» 1662 г., декабрь «Яко достоить вовремя удаляти- «Яко достоить вовремя удалятися наветующих. Попустивыи бо наветующихъ. Попустивыи бо вепасти во искушение, извод въпасти во искушение изводство створити, иже волю Божию творити, иже волю Божию молитвою просити» молитвою просити» (л. 326). (л. 72).

При близости текста 25-е Правило в Послании имеет некоторое отличие от Текста рукописи. На поле л. 72 в Послании против текста ссылка «Василии Великим»88, отсутствующая в рукописи. Отличается прочтение выражений «извод створити» и «изводство творити»; в первом случае означает поиск выхода через молитвенное обращение к Богу; во втором - помощь от Бога89.

В Новозаветных выписках в составе Послания 1662 г. повторены те же описки, что и в рукописи: на л. 73 в предложении «Иисус же не к тому со дерзновениемъ хождаше во июдеохъ» пропущено выражение «яве», правильное чтение: «Иисус же не яве к тому со дерзновениемъ хождаше во июдеохъ». На л. 73 так же, как и в рукописи, неточно передан текст выписки Иоанн, 18, 58 «...ведыи же Иисус, изыде со ученики»; правильное чтение «И сия рек Иисус, изыде со ученики». В Послании 1662 г., как и в рукописи, на л. 73 в тексте Деян 22 написано ошибочно вместо правильного «кошницы» - «нощноцы». В ссылке, относящейся к Дополнительному тексту в рукописи, допущена описка на л. 327 об. - Иоан 8, правильно Иоанн 18, 58; она повторена и в Послании 1662 г., л. 70.

Вместе с тем в Послании 1662 г. имеются правильные и просто отличные от рукописи чтения. Рукп. «Правила Послание Никона царю, христианской жизни» 1662 г., декабрь «Помаамъ же имъ рукою» «Помаавъ же имъ рукою» (л. 328 об.). (л. 73). «Изшедъ от Июдея въ Кесарию, «Изшедъ от Июдея, въ Кесарии живяше» (л. 328 об.). живяше» (л. 73).

«утеша ихъ» (л. 329 об.). «угешиша ихъ» (л. 74).

«нелюбовни» (л. 330 об.). «нелюбиви» (л. 74).

Приведенные разночтения одного и того же текста в «Правилах» и Послании 1662 г. не исключают того, что именно исследуемая рукопись послужила источником. В то же время нельзя не учитывать и возможности другого варианта, хотя бы в качестве предположения: мог существовать еще один авторский экземпляр, из которого патриарх Никон сделал собственноручно выписки для Послания 1662 г.90

Замысел написания «Правил» мог возникнуть, когда Никон находился в Москве на Патриаршем престоле и общался в Чудовом монастыре с ученым братством и его руководителем православным мыслителем Епифанием Славинецким. Тем не менее его непосредственная работа скорее всего приходится на период пребывания в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре в ожидании соборного суда. О помощниках Никона имеются лишь косвенные сведения.

Сочинение было переписано набело самим Никоном примерно в конце 1661 - начале 1662 г. Верхней гранью временных рамок можно считать церковно-правительственный Собор в Москве, завершившийся в мае-июне 1660 г., нижней - декабрь 1662 г. Тогда же составлялось Никоном предрождественское Послание царю Алексею Михайловичу. Рукопись переписана набело, но осталась незавершенной: не имеется авторских толкований (для них могли быть оставлены чистые страницы), нет заключения, оглавления. Из-за отсутствия титульного листа сочинение оказалось без названия. Не выполнено и художественное оформление.

Дополнительные тексты в рукописи (вставки на л. 309, 310, 327 об., 330 об. - 331), исполненные скорописным письмом, предположительно, сделаны летом 1662 г., когда завершилась переписка Никона с митрополитом Паисием Лигаридом, одним из главных советников враждебной к патриарху боярской правящей партии.

Очевидно, патриарх передал свое сочинение царю Алексею Михайловичу через «ближнего человека» окольничего Ф.М.Ртищева, своего духовного сына. Ртищев навещал его в подмосковном Воскресенском монастыре и неоднократно присылал к нему доверенных лиц91. Примерно в это время Ртищев определен воспитателем наследника Алексея Алексеевича, а крестным отцом царевича был, как известно, патриарх. Никон мог составить «Правила христианской жизни» по просьбе самого царя и Ртищева. Другое предположение - «Правила» готовились возможно и для издания.

Об этом свидетельствуют некоторые указанные выше признаки, характерные для печатных сочинений.

1 См. лит. о Приказе Тайных дел: Гурлянд И.Я. Приказ великого государя Тайных дел. Ярославль, 1902. Введение; Заозерский А.И. Царская вотчина XVII в.: из истории хозяйственной и приказной политики царя Алексея Михайловича / ред. Н.Л.Рубинштейн. 2-е изд. М., 1937. Гл. III, VII; Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича / подгот. публ., ввод, ст., коммент. и словник Г.А.Леонтьевой. М., 2000. С. 107-108; ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2. С. V. Дела Тайного приказа царя Алексея Михайловича в 1835 г. поступили из Сенатского архива в Госархив, хранились в подвалах Здания 12 Коллегий на Васильевском Острове («Опись делам Приказа Тайных дел за 1713 год Никиты Зотова» Там же. С. 8-14; Дела Тайного приказа. Кн. 1. СПб., 1908. (РИБ; т. 21); То же. Кн. 2. СПб., 1908. (РИБ; т. 22)); Маньков А.Г. Уложение 1649 года - кодекс феодального права России / отв. ред. К.Н.Сербина. JL, 1980; Румянцева B.C. Приказ Тайных дел и религиознополитический сыск в России Русское централизованное государство: образование и эволюция XV-XVIII вв.: чтения, посвящ. памяти акад. Л.В.Черепнина: тез. докл. и сообщ., Москва, 26-28 ноября 1980 г. М., 1980. С. 98-101.

2 Лебедев Лев, протоиерей. Москва Патриаршая. М., 1995. С. 32—42. Гл. «Десять московских патриархов». Автором указан шифр дела в Российском государственном архиве древних актов РГАДА, отмечено: «Здесь находится обширное, еще не ставшее предметом изучения сочинение патриарха Никона под условным названием “Наставление христианину”... Это поучение, написанное царю, занимает более 100 листов и представляет собою тематическую подборку цитат из Нового Завета с очень важными толкованиями патриарха» (Там же. С. 336. Прим. 43). См. также: Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона» / отв. ред. Е.К.Ромодановская. СПб., 2003. С. 404—458.

3 Костюхина Л.М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв. Русский полуустав. М., 1999. С. 3. Введение. (Труды / ГИМ; вып. 108). В фундаментальном труде представлено 252 фотокопии текстов, указаны центры книгописания в России XVI-XVII вв., названы имена писцов, дан указатель рукописей.

4 Просмотрены столбцы «Никонова дела» в архиве Тайного приказа: РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 140. Ч. I—IX; Д. 140а. Ч. I-IV. (Всего более 3 тыс. листов). С этой же целью изучалась объемная рукопись в тетрадях полемического сочинения патриарха Никона, под заглавием «Возражение, или разорение смиренаго Никона, Божиею милостию патриарха противо вопросъ боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисее Лигаридиусу и на ответы Паисеовы»: РГАДА. Госархив. Разряд 27. Д. 140. Ч. III. Л. 1-1070; опубликованы отрывки из 27 и 28 глав, см.: ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2. С. 423—498. «Мнения патр. Никона об Уложении и проч.: (из ответов боярину Стрешневу)».

5 Послания и письма патриарха Никона 1658-1666 годов хранятся в архиве Тайного приказа: РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 140, 140а; отдельные документы опубликованы: ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2; Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882-1884. Ч. 1-2. Прил.; Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками. Исследование и тексты / науч. ред. Е.К.Ромодановская. М., 2007.

6 «Правила христианской жизни» были известны, по-видимому, в ученом братстве Чудова м-ря, которым руководил Епифаний Славинецкий, затем его ученик Евфимий Чудовский, см. лит: Певницкий В.Ф. Епифаний Славинецкий, один из главных деятелей русской духовной литературы в XVII в. Труды / Киевская Духовная академия. Киев, 1861. Кн. 8. С. 405-438; Кн. 10. С. 135-182; Ротар Иван. Епифаний Славинецкий, литературный деятель XVII в. Киевская старина. 1900. № 11. С. 200 и след.; Елеонская А.С. Человек и Вселенная в ораторской прозе Епифания Славинецкого Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII - начала XVIII вв. / отв. ред. А.Н.Робинсон. М., 1989. С. 201-219; Румянцева B.C. Епифаний Славинецкий Исторический лексикон. XVII век. М., 1998. С. 218-221; Она же. Епифаний Славинецкий и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского Исторический вестник. Москва; Воронеж, 2000. № 1 5. С. 79-86.

7 Лебедев Лев, протоиерей. Москва Патриаршая. С. 124. Гл. «Патриарх Никон».

8 Там же.

9 Автор следует за историографической традицией XIX в., см.: Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. М., 1991. Кн. VI. С. 212 и след.; Макарий Булгаков, митрополит. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 7. Источниковые данные это не подтверждают.

10 Лебедев Лев, протоиерей. Москва Патриаршая. С. 124.

11 Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». С. 339. «Наставление царю» патриарха Никона. Исслед.

12 Там же. С. 404-458.

13 Василий Великий. Книга о постничестве. Острог, III. 1594. Предисл.

14 Филарет Гумилевский, архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. СПб., 1859. Т. 2. С. 438-475; Архангельский А.С. К изучению древнерусской литературы: творения Отцов Церкви в древнерусской письменности. Б. м., б. г. С. 34; Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV-ro века: из чтений в Православном богословском институте в Париже Фроловский Г.[В.], протоиерей. Восточные отцы IV—VIII веков. Репр. изд.: Париж, 1931. [М.]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 62; Попов И.В. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, Вселенский Отец и Учитель Церкви Православная богословская энциклопедия / под ред. А.П.Лопухина. Пг, 1902. Т. III. С. 179-197; СагардаН.И. Лекции по патрологии I-IV вв. М., [1904]. С. 638-639. «Аскетические творения Василия Великого».

15 Филарет Гумилевский, архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 2. С. 457.


« Предыдущая Оглавление Следующая »