Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 39

54 Письмо патриарха Никона без даты; написано скорописью, его подпись в каллиграфическом исполнении. На л. 14 об. филигрань «шут с пятью бубенцами», типа образца в альбоме Диановой и Костюхиной, № 324 (1658 г.), см.: Водяные знаки рукописей России XVII в.: по материалам Отдела рукописей ГИМ / сост. Т.В.Дианова, Л.М.Костюхина. М., 1980. С. 47.

55 Во второй половине XVII в. в книжном письме, помимо русского или московского полуустава, распространяются в Москве украинские полууставные почерки; грецизированное афонское письмо; круглящийся полуустав, см.: Костюхина Л.М. О некоторых принципах отождествления и типизации почерков в русских рукописях рубежа XVI-XVII вв. С. 27.

56 Согласно наблюдениям М.В.Щепкиной, Л.М.Костюхиной, Н.В.Синицыной, Б.М.Клосса и других палеографов, это главный показатель стиля письма, см.: Щепкина М.В. Возможность отождествления почерков в древнерусских рукописях. С. 7-14; Костюхина Л.М. О некоторых принципах отождествления и типизации почерков в русских рукописях рубежа XVI-XVII вв. С. 36; Синицына Н.В. Новые рукописи Михаила Медоварцева. С. 145-149; Клосс Б.М. Нил Сорский и Нил Полев -«списатели книг». С. 159.

57 На этот признак указывают Л.М.Костюхина, Н.В.Синицына: Костюхина Л.М. О некоторых принципах отождествления и типизации почерков в русских рукописях рубежа XVI-XVII вв. С. 19; Синицына Н.В. Максим Грек в России. С. 27.

58 Под декоративным оформлением имеем в виду приемы украшения букв, использование дополнительных графических изобразительных деталей и другие приметы.

59 Патриарх Никон знал иконописное дело, любил делать надписи на крестах, церковных и столовых сосудах, предметах обихода {Лебедев Лев, протоиерей. Москва Патриаршая. С. 177; Стрельникова Е.Р. Ферапонтов монастырь в ликах и лицах: к 600-летию основания обители. М., 1998. С. 66).

60 Костюхина Л.М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв. Русский полуустав. С. 36.

61 Наблюдения Л.М.Костюхиной о художественной стороне книжного письма справедливы главным образом по отношению к рядовым переписчикам. К ним вряд ли можно относить патриарха Никона, в его книгописной работе художественное письмо занимает важное место. Предлоги, а иногда и союзы пишутся в его рукп. нераздельно от существительных.

62 Костюхина Л.М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв. Русский полуустав. С. 46; авторское определение книжного письма эпохи книгопечатания - «русский полуустав со старопечатной основой». По нашим наблюдениям, начерки старопечатных букв в «Правилах» близки к образцам кирилловского шрифта середины XVII в.

63 О переходном типе письма см.: Там же. С. 47.

64 Жуковская Л.П. Связь изучения изобразительных средств и текстологии памятника. С. 58-70; Кучкин В.А., Попов Г.В. Государев дьяк Василий Мамырев и лицевая Книга Пророков 1489 г. Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 104-144.

65 См.: Щепкина М.В. Возможность отождествления почерков в древнерусских рукописях. С. 14.

66 Тема разрабатывалась в Чудовом м-ре в переводческом кружке ученого братства, руководителем которого был близкий к патриарху филолог, философ и богослов Епифаний Славинецкий, см.: Румянцева B.C. Епифаний Славинецкий и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского. С. 79-86.

67 Для текстологических наблюдений используем главным образом Послание патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Воскресенского Новоиерусалимского м-ря от 21-24 дек. 1662 г., или Послание 1662 г.

68 В «Правилах» не установлен источник 72-й словесной формулы -л. 373 рукп.

69 Обнаруживаются различия, можно сказать, лингвистического порядка: формулы «Правил» аккуратно воспроизводят текст источника (Василий Великий. Книга о постничестве. Острог, III. 1594). Просматриваются смягчения гласных в окончаниях слов (вместо «ы» - «и»). Новозаветные выписки передаются текстом московских печатных книг: Евангелие. М.: Печатный Двор, Х.1653; Евангелие. М.: Печатный Двор, VII.1657; Апостол. М.: Печатный Двор, VI.1655.

70 Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. М., 1995. Предисл.

71 В печатных книгах, в том числе изданных при его жизни сочинениях, ссылки попадаются редко, см.: Никон, патриарх Московский и всея Руси. Грамота о Крестном монастыре. М.: Печатный Двор, VI.1656; Он же. Поучение о моровой язве. М.: Печатный Двор, VIII.1656. В рукописных же сочинениях он широко пользовался ссылками, пометами, см. «Возражение...»: ГИМ. Собр. Воскресенского Новоиерусалимского м-ря. № 133. Л. 441 об., на левом поле: «Богослов. Слово 9. Стих 46. Нас) гроб. В ас ил. Вел.»; л. 484, на правом поле: «Из Стоглава»; и т.д.

72 Формулы сокращенных обозначений Новозаветных текстов в ссылках на полях рукп. идентичны с печатными изданиями, острожским и московскими.

«Нравоучительные Правила» Василия Великого. Острог, 111.1594

Евангелие. М.: Печатный Двор, Х.1653

«Правила христианской жизни», рукп.

Гал

Гал am

Гал

Кол

Колас

Кол

Кор

Коринф»

Кор, Кормнф

Мр

Мар

Мар

М ф

Ма ф

Маф

Рим

Рим

Рим

Сол

Солу н

Сол, Солун

73 Имеется в виду церковно-правительственный Собор, на котором должны были судить Никона восточные патриархи. Царь Алексей Михайлович по совету митрополита Газского Паисия Лигарида намечал его провести первоначально в 1663 г. (Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 244-246).

74 Близкий к патриарху Никону ученый филолог Епифаний Славинецкий, сторонник «темного стиля», см.: Елеонская А.С. Человек и Вселенная в ораторской прозе Епифания Славинецкого. С. 214 и след.


« Предыдущая Оглавление Следующая »