Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 40

75 Шевырев С.П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь: вакационные дни профессора С.Шевырева в 1847 г. М., 1850. Ч. 1. С. 104. Такая же надпись имеется на тыльной стороне кресла: «7176/1668/ марта -дня сий стул зделан смиренным Никоном патриархом в заключении за Слово Божие и за Святую Церковь в Ферапонтове монастыре в тюрьме», см.: Бриллиантов И.И. Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: к 500-летию со времени его основания, 1398-1898. СПб., 1899. С. 153-154; Стрельникова Е.Р. Ферапонтов монастырь в ликах и лицах. С. 66.

76 Конкретными сведениями о помощниках, учениках патриарха Никона не располагаем. В ссылке с ним в Ферапонтовом Белозерском м-ре находился его келейный дьякон Мардарий (РГАДА. Госархив. Разряд 27. Oп. 1. Д. 140а. Л. 1-2).

77 Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 247-285. Нами проведена работа по сличению источника рукописного текста Послания 1662 г. с публикацией: выполнена качественно, но по лингвистическим правилам XIX в., без археографического описания рукп. и палеографического анализа стилей письма. О тексте Послания 1662 г., исполненного книжным полууставом, Гиббенет высказался осторожно - «писано уставом» (Там же. С. 247). Отдельные отрывки из Послания 1662 г. ранее опубликованы: Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. VI. С. 235-236; см. новую публ.: Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками. Исследование и тексты. С. 410-418. Прил. 4.

78 Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1.С. 144.

79 Там же. С. 262, 263. Прил. 1: Ветхие столбцы, без начала и конца, писанные рукою царя, на которых чернила почти выцвели. Прил. 2: Столбцы, перебеленные с рукописи царя, без начала и конца, с некоторыми добавлениями. В архиве не обнаружены.

80 Там же. Прил. С. 263.

81 РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 140. Ч. III. Л. 102-104; Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. Прил. С. 244-246.

82 По словам С.М.Соловьева, составителем грамот для восточных патриархов на греческом языке был митрополит Газский Паисий Лигарид (Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. VI. С. 229); Н.А.Гиббенет также указывает, что Паисий Лигарид - главный советник правительства по этим вопросам и по его предложению приступили к подготовке нового Собора (Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 106 и след.).

83 Иеродиакон Мелетий приехал в Москву для организации церковного хора по греческому распеву (Там же. С. 138).

84 Неизвестно, кто сообщил патриарху Никону о царском указе о созыве Собора.

85 С.М.Соловьев называет иеродиакона Мелетия «другом» митрополита Газского Паисия Лигарида (Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. VI. С. 223).

86 Церковно-правительственный Собор проходил в феврале-мае 1660 г. в Москве: сначала заседали русские архиереи и бояре, вынесено решение «Никону, бывшему патриарху чужду быти архиерейства и чести, и священства». Затем царь Алексей Михайлович пригласил находившихся в Москве греческих архиереев с митрополитом Фивским Пар-фением, которые присоединились к соборному определению, сославшись на Правило 16-е Первого и Второго Вселенских соборов. И в это же время греки подали царю записку с «Особым мнением», в которой просили быть милостивым к патриарху Никону, не лишать его достоинства священства. Если даже он «в прочих внешних вещех и во отречении своем погреши яко человек, но в догматех благочестивые Православные веры бе благочестивейший и прав, и во Апостольских и Отеческих преданиях Восточной Церкве б1> зело ревнитель» (Гиббе-нетН.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. I. Прил. С. 212). Соловьев излагает свое представление о Соборе 1660 г., игнорируя «Особое мнение» греков (Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. VI. С. 213; Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 86). В защиту патриарха подал записку ученый иеромонах Епифаний Славинецкий: «Возражения старца Епифа-ния против постановления греческих архиереев о низложении патриарха Никона» {Гиббенет НА. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. Прил. С. 213).

87 Имеем в виду печатное Евангелие (М.: Печатный Двор, Х.1653).

88 См.: Правила Великаго Василия Кормчая: (в переделанном виде). М.: Печатный Двор, VI. 1653. Никон также пользовался этим источником.

89 Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1979. Вып. 6. С. 124, 125.

90 О наличии еще одного экземпляра имеются косвенные свидетельства. В документах Тайного приказа хранится «Роспись четыш книгам, которые были в кельяг у бывшего патриарха Никона в Воскр(е-сен)ско,м монастыре». В ней значится «Книга Правила Никоновы в десть, писаная» (РГАДА. Госархив. Разряд 27. Д. 140®. Ч. III. JL 141). Это мог быть авторский беловой экземпляр, исполненный чернилами и оформленный книгой. Указанная «Роспись» составлена после ссылки патриарха Никона в Ферапонтов Белозерский монастырь. Затем его книги и рукописи поступили, как и сама «Роспись», в Приказ Тайных дел. Имеется еще одно интересное свидетельство: в Описи книг от ноября 1675 г. библиотеки митрополита Павла, с которым был связан Епифаний Славинецкий в последние годы жизни, значится название сочинения «Никоновския правила» (У идольский В. М. Библиотека Павла, митрополита Сарского и Подонского Временник ОИДР. 1850. Кн. 5. Отд. III. С. 69). В «Переписной книге домовой казны патриарха Никона», составленной в 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича, дважды называются две рукописи «Книга писмяная в десть, Правило Никонское», «Книга писмяная в десть, Никонская» (Скибинский Г.А. Сочинения Григория Скибинского. Переписная книга домовой казны патриарха Никона. Рязань, 2009. С. 350, 353). (Источники истории). Печ. по изд.: Временник ОИДР. М., 1852. Кн. 15). Вопрос нуждается в специальном исследовании. В древнерусской рукописной книжности известен автор XI в. - монах Никон, живший на Черной горе у Антиохии, его сочинения опубликованы на греческом и церковно-славянском языках, см.: Никон Черногорец. Книга: [Пандекты и Тактикой]. Вильно, 1590. Перевод; Попов А.Н. Историко-литературный обзор древне-русских полемических сочинений против латинян. М., 1875.

91 Окольничий Ф.М.Ртищев, согласно Житию, составленному после его кончины, чужд был высокомерия, дружбу предпочитал «высокоседанию в родословиях», милостив был к бедным, крестьянам, крепостным. Высоко ценил знания и мудрость, брал уроки эллиногреческого языка, основал училищный Андреевский м-рь, уважал людей «имущих разум»: Древняя российская вивлиофика. М., 1791. Ч. XVIII. С. 396— 421; Козловский И.П. Ф.М.Ртищев: ист.-биогр. исслед. Киев, 1906. С. 26 и след.; Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / сост., вступ. ст. и прим. В.А.Александрова. М., 1990. С. 87-94; Румянцева B.C. Андреевский училищный монастырь в Москве в XVII в. Культура средневековой Москвы, XVII век / отв. ред. Б.А.Рыбаков М., 1999. С. 292-304.


« Предыдущая Оглавление Следующая »