Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 5

Издание «Грамматики» с ее обширным Предисловием способствовало пробуждению интереса к знаниям и прежде всего к родному «природному» языку и всей книжной культуре. Осознание международной значимости славяно-русского языка, красоты его «словес» свойственно было не только русским. В Москве в 1648 году была издана по инициативе царского духовника протопопа Стефана Внифантьева «Книга о вере», составленная украинским автором игуменом Нафанаилом. В ней посвящено несколько похвальных строк славяно-русскому языку, на котором существуют «сокровища духовная» - книжная, словесная и певческая культура29. Похвалу церковно-славянскому языку выразил также смоленский дворянин Спиридон Потемкин в рукописном сочинении конца 40-х - 50-х годов XVII века. Происхождение древнерусской книжности он связывал с принятием христианства из Византии: «Яко и наш словенский язык, аще и последний во просвещении, но ни един от преждепросвещенных тако всещедро от Бога ударован... из греческаго непорочнаго языка вся святыя книги преведе-ны суть... все цело языку разных земель сиречь муравскои, болгарской, сербъскои, мултянскои, волошенскои, угорской, малороссиискои, белорусиискои, великия Русии языку новую и всякие премудрости... и грамматику даровал»30.

Теперь можно утверждать, что не художественная литература, тем более не поэзия (в основном переводная), а творческая мысль и книжная деятельность отечественных подвижников определяли становление новых тенденций в духовной жизни России. В это же время светские, гуманистические и образовательные идеи через патристику и благодаря возросшим связям со странами Европы проникают в литературу. Происходит переосмысление, обогащение древнерусской традиции, а не разрушение ее, и становление новых направлений в культуре. Наиболее деятельным и энергичным созидателем творческих новаций и сближения их с традициями в церковно-общественной сфере стал патриарх Никон. Десятилетний период его святительства, сначала в сане митрополита Новгородского, затем патриарха Всероссийского, наполнен трудами и смелыми начинаниями. Не переставал он заниматься и самообразованием.

На Патриаршем престоле Никон продолжал осуществлять просветительские идеи Стефана Внифантьева, расширяя конфессиональные границы для учения и знания. Необходимо было привести средневековый строй церкви в соответствие с реальной жизнью, ее духовными потребностями. Долгая церковная служба ослабляла внимание прихожан в храме, стало быть, затрудняла понимание смысла молитв и песнопений. В унификации текста, высоком качестве переводов, развитии грамматических форм, обогащении лексики и совершенствовании книжного стиля остро нуждалось печатное дело, которым руководил сам патриарх. С 1653 года Алексей Михайлович передал Печатный Двор в ведение Патриархии. Новшества, затронувшие внешние формы благочестия, обуславливались также необходимостью преодоления самоизолированности Русской церкви от других православных Церквей, поднятия ее международного авторитета и укрепления царского трона.

В общении с учеными монахами Чудова монастыря и богословом Епифанием Славинецким разрабатывалась патриархом программа церковных преобразований. Их возможно было осуществить, внеся изменения в Соборное Уложение 1649 года, упразднив Монастырский приказ. Вернувшийся из военного похода царь Алексей Михайлович не пошел на обострение отношений с Боярской думой. По-видимому, вопрос о поправках в Уложении был снят, как и планы церковных преобразований, из-за нестабильности внешнеполитических отношений с Польшей, Крымом, Швецией и даже Украиной. Моровое поветрие летом - осенью 1654 года обернулось также большими потерями31..

10 июля 1658 года Никон, оказавшийся в политической и психологической изоляции, оставляет Патриарший престол, удаляется в подмосковный Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим). Сохранилось по описи 1669 года описание крепостных и культовых сооружений, возведенных в монастыре при патриархе Никоне, который принимал самое непосредственное участие во всех трудах монастырских: «...первым являлся на работы по строению Воскресенского храма и оставлял их последним. Сам с братиею ловил рыбу из ископанных им же прудов, строил мельницы, разводил огороды и плодовые сады внутри и вне монастыря, рубил и разчищал лес для посева хлеба, осушал болота проведением канав, косил и убирал сено наряду со всеми, поощрял всех собственным примером»32. В Воскресенском Новоиерусалимском монастыре развернулось книжное творчество Никона как православного автора-составителя, убежденного полемиста с боярским правительством.


« Предыдущая Оглавление Следующая »