Церковный календарь

случайная икона

Толкование

Лук277 73 Толма возненавидехъ лукавство ваше, яко ни л. 393об. церкви дому Моему глаголю быти, но дом вашъ. Донелиже бо живяше въ немъ добродетель, домъ Мой бе; а понеже осквернисте, и торгъ и пещеру разбойникомъ соделасте278.

Краткий исторический комментарий:

«Правила христианской жизни» отличаются от произведет повествовательного жанра, наиболее распространенного XVII веке (житийного, летописного)279; по своей структуре и словесным формулам относятся к сочинениям каноническиправовым280. В рукописи имеется 72 словесных формулы преимущественно духовно-нравственного содержания3. Послуживши для них источником «Богоугодные Правила» Василия Великог составлены на основе текстов Нового Завета. В представления епископа Кесарийского Василия Великого, а вслед за ним и патри арха Никона образ Христа занимает главенствующее место ка творец, как основоположник христианской веры и Учения для со вершенствования жизни, государства и каждого человека281. Пребывая в ссылке в Ферапонтовой Белозерском монастыре, сообщая что находится «в заключении за Слово Божие и за Святую Церковь», Никон этим свидетельствовал разницу между Святой Церковью и церковью действующей, нуждающейся в духовном о» вершенствовании5. Нельзя не заметить интереса Василия Великогв к Посланиям апостола Павла, наиболее четко выразившего религиозно-нравственную основу раннего христианства6. Это не тольи воспринял, но и усилил Никон как автор-составитель.

Просматривается связь «Никоновых Правил» с жизнью, ее духовными запросами, противостоящими языческим обычаям, соблазнам плотским и житейским, всякой лжи и лести. Они обращены к внутреннему миру человека, его душе, совести, разуму, а также ко всему обществу: поднимается вопрос отношения человека к человеку через христианскую этику. Патриарх Никон разделял идейную позицию острожских печатников, указавших главную цель издания объемного труда Василия Кесарийского: «...на отверзенье очес умных познати Бога... ныне же путем чина Заповедей Господних, шествующе Василиа Великаго на исцеление внутренего человека». В Соборном Уложении 1649 гола уже присутствует понятие о субъективном внутреннем начале в человеке7. Значительный подбор, точнее, более половины всех "Никоновых Правил» относятся к духовенству, монашеству, иерархии.

Имеются Правила для мирян, для властей, для обучающегося юношества. Последние касаются взаимоотношений учеников с духовными наставниками. Рассматриваются также вопросы благочестия, проповедничества и учительства в храме. Наряду с этим просматриваются в них актуальные для эпохи проблемы праведного и неправедного суда, суровости пенитенциарной системы, негативное отношение к подчинению церкви государственной власти8 и другие.

«Правила христианской жизни» по первоначальному замыслу, возможно, готовились к изданию. Никон послал их во дворец скорее всего по просьбе окольничего Ф.М.Ртищева, в то время он был назначен воспитателем старшего сына Алексея Михайловича царевича Алексея, приступившего к обучению книжному. Патриарх, будучи крестным отцом наследника, по-видимому, поспешил исполнить просьбу своего «друга» и духовного сына Ртищева. Из сочинений XVII века близко стоит к «Никоновым Правилам» трактат «О делании христианскаго человека» в составе рукописного сборника РГБ 80-х годов XVII века. Поскольку в нем находится еще рукопись с переводом Епифания Славинецкого под названием «Гражданство обычаев детских» (это сочинение Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium libellus» в переработке Гейнгарда Гадамарского), полагаем, что сборник, включающий сочинение «О делании христианскаго человека», составлен в Чудовом монастыре в ученом братстве, которым руководил иеромонах Епифаний. Трактат представляет перечень кратких религиозно-нравственных формул: некоторые из них близки к «Правилам христианской жизни»10. Ссылки на полях рукописи даются на тексты Нового Завета. Всего несколько ссылок сделаны на Ветхий Завет.

3 Правило 72-е отсутствует в «Книге о постничестве» Василия Великого, изданной в Остроге в 1594 г. Источник этого Правила не установлен.

4 См.: Ундольский В.М. Отзыв патриарха Никона об Уложении царя-Алексея Михайловича: новые материалы для истории законодательства в России Русский архив. 1886. № 8. С. 605-620; Румянцева B.C. Патриарх Никон и Соборное Уложение 1649 г. Реформы в России XVI-XIX вв. М., 1992. С. 89-100.

5 Патриарх Никон прямо об этом нигде не пишет, но такой вывод сделан в результате изучения его сочинений и отдельных высказываний; до конца жизни он был убежден в своей невиновности.

6 Как известно, к апостолу Павлу выражал интерес гуманист Эразм Роттердамский, см.: Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987. С. 28-30.

7 См. лит.: Румянцева B.C. Соборное Уложение 1649 г. и Русская церковь в отечественной историографии (XIX - начало XX в.) Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI-XIX вв.: сб. ст. / под общ. ред. А.Н.Сахарова. М., 2000. С. 263-277.

8 Эти же проблемы рассматриваются в обширном полемическом сочинении патриарха Никона под названием «Возражение, или разорение смиренаго Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросъ боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту' Паисее Лигаридиусу и на ответы Паисеовы»: РГАДА. Госархив. Разряд 27. On. 1. Д. 140. Ч. IV; частично опубл.: Мнения патр. Никона об Уложении и проч.: (из ответов боярину Стрешневу) ЗОРСА. СПб.. 1861. Т. 2. С. 423-489.

9 РГБ. Ф. 299. Собр. Н.С.Тихонравова. № 487. Л. 41-58; Рукп. сборник в кожаном тисненом переплете, оторваны застежки и утрачена часть корешка. На л. 65, 67, 69 филиграни - «голова шута с семью бубенцами», типа образца в альбоме Диановой и Костюхиной № 466 (1680 г.), см.: Водяные знаки рукописей России XVII в. / сост. Т.В.Дианова, Л.М.Косттохина. М., 1980. С. 68; краткое описание рукп.: Георгиевский Г.П. Собрание Н.С.Тихонравова. 1: Рукописи. М., 1913. С. 88-89; СоболевскийА.И. Западное влияние на литературу Московской Руси XV-XVH вв. СПб., 1899. С. 102,105; Алексеев М.П. Эразм Роттердамский в русском переводе

XVII в. Славянская филология: сб. ст. М., 1958. С. 310; Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов / вступ. ст. В.С.Румянцевой; пер. с лат. и коммент. А.Н.Старицына Педагогика. 1995. № 4. С. 82-95; Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания: к истории древнерусской письменности и культуры. Пг., 1918. С. 17-19.

10 Рукп. соч. «О делании христианскаго человека» не исследовано. Близкие к нему словесные формулы «Правил христианской жизни» см. ниже в Комментарии.

1; л. 299 - 300 об.* Правило 1-е помещено в нижней половине л. 299 (фото 2); в верхней же - текст отсутствует. Очевидно, предполагался заголовок, может быть и красочная заставка. Киноварные подзаголовки в тексте первой главы - названия источников; в последующих главах они сняты. На л. 299 - 9 строк. О незавершенности главы свидетельствует л. 300 об. чистый, если только он не предназначался для красочной миниатюры. На поле л. 300 об. помещена ссылка на Кормчую, без текста. 102-е Правило VI Вселенского Собора в Константинополе (680-681 гг.) гласит: «Сотворение греховнаго вина надъ всеми да смотрится; и обращение кающагося да познавается, и тако мирится милость» (Кормчая. Л. 207). В соч. «О делании христианскаго человека» имеется близкая формула «каятися без закоснения и не стыдитися» (РГБ. Собр. Н.С.Тихонравова. № 487. Л. 50). «Убо понеже хто кается, той и прощается» (Возражение старца Епифания против постановления греческих архиереев о низложении патриарха Никона Гиббе-нет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882. Ч. 1. С. 213).

2; л. 301 - 301 об. Глава не закончена: на л. 301 - 13 строк; л. 301 об. чистый. В XVII в. в число грехов («воюющии противо Всесвятаго Духа») относилось «во гресех пребывание и состарение в злобе» (РГБ. Собр. Н.С.Тихонравова. № 487. Л. 40).

3; л. 302-303. Глава не закончена: на л. 302 об. - 14 строк; л. 303 чистый. Правило настаивает на благоговейном отношении к Христу-Спасителю.

4; л. 303 об. - 304. Глава не завершена: л. 304 чистый (не исключаем и того, что предполагалась возможно миниатюра). В конце первой строки механически написано «ученицы» вместо «фарисее», затем стерто. Возможно, текст переписывался набело с черновых листов. У Василия Великого говорится: «Многа и велика Церковь имать от неписаннаго предания» (Кормчая. Л. 249. «Правила Великаго Василия»), Никон рассматривает предание в другой плоскости, нежели Василий Кесарийский. Этой формулой выражен им принцип отношения к противникам его церковных преобразований. В письме к Паисию Лигариду Никон пишет, имея в виду раскольников, распространявших о нем ложные слухи: «...что нами поправлено во Святей Церкви с советом и благословением братии нашей Вселенских святейших патриарх и ничто же собою мы что либо когда восхогВхом приложити или отъяти от Церкви чрез каноны святаго Вселенскаго 3-го Собора» Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 221. Прил.; III Вселенский Эфесский Собор проходил в 431 г.).

Первая цифра обозначает номер главы; вторая - количество в ней листов. Даются также в Комментарии сведения о чистых и незаполненных текстом страницах. Чистые листы включаются в количество листов в каждой главе.

5; л. 304 об. - 305. Глава не закончена: на л. 304 об. - 14 строк; л. 305 чистый. На нижнем поле л. 304 об. ссылка на Кормчую, без текста. 16-е Правило поместного Лаодикийского Собора (вторая половина IV в.) гласит: «Яко чести в суботу Евангелие со инеми Писании» (Кормчая. Л. 65).

6; 305 об. - 306 об. В тексте 6-й главы сохранился киноварный подзаголовок, далее в рукп. снят. Близка к этому Правилу формула Василия Великого: «Христианин не творяи Заповеди Христовы ругатель Ему» (Кормчая. Л. 239. «Правила Великаго Василиа»),

7; л. 307 - 307 об. Глава, по-видимому, не завершена: л. 307 об. чистый. Правило близко к предыдущему. Патриарх Никон, следуя за Василием Великим, настаивает не только на почитании и прославлении Христа, но и делами не преступать его Заповеди.

8; л. 308 - 309 об. Глава не завершена: на л. 309 - 13 строк; л. 309 об. чистый. В Большом Тексте рукп. - вставка скорописным почерком Никона. По нашему мнению, сделана после завершения летом 1662 г. переписки с Паисием Лигаридом, который стал одним из его противников и советником бояр в деле его осуждения (Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1.С. 105-120).

9; л. 310 - 310 об. Глава не закончена: на л. 310 - 13 строк; л. 310 об. чистый. В Тексте рукп. сделана вставка скорописным почерком Никона. По содержанию близка к первой вставке на л. 309.

10; л. 311-312. Глава незавершенная: на л. 311 об. - 12 строк; л. 312 чистый. Правило соответствует духовно-просветительским начинаниям патриарха Никона, см.: Сборник переводов Епифания Славинецкого (Григорий Богослов, Василий Великий, Афанасий Александрийский и Иоанн Дамаскин). М.: Печатный Двор, V.1665; Браиловский С.Н. Филологические труды Епифания Славинецкого Русский филологический вестник. Варшава, 1890. Т. 23; Ун-дольский В.М. Опись книгам в степенных монастырях находившихся, составлена в XVII веке ЧОИДР. 1848. № 6. Отд. IV. С. 1-44. Никон продолжал собирать личную келейную библиотеку, находясь в Воскресенском Новоиерусалимском м-ре. Будучи на Патриаршестве, посылал монаха Арсения Суханова за покупкою книг в афонские монастыри. Он был главным заказчиком переводов, сделанных чудовскими монахами, трудов канонических, государственно-правовых, а также соч. по медицине, географии, астрономии, педагогике, античной литературе, см.: Румянцева B.C. Епифаний Славинецкий Исторический лексикон. XVII в.: энциклопедический справочник. М., 1988. С. 218-221; Она же. Епифаний Славинецкий и «Правила поведения для юношества» Эразма Роттердамского Исторический вестник. Москва; Воронеж, 2000. № 1 5. С. 79-86.


« Предыдущая Оглавление Следующая »