Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 59

11; л. 312 об. Глава завершена; на л. 312 об. - 9 строк. Пересказ Евангельского текста Василием Кесарийским, а затем патр. Никоном.

12; л. 313 - 313 об. Глава не завершена: на л. 313 - 11 строк; л. 313 об. чистый. Василий Великий и Никон следуют за ап. Павлом, который называет сатану «человеком греха», «сыном погибели», «беззаконником» (2 Фес 2, 3-7).

13; л. 314 - 314 об. Глава не завершена: л. 314 об. чистый. Формула составлена на основе Новозаветных текстов.

14; л. 315 - 315 об. Глава с полным текстом; на л. 315 об. -11 строк. В Правиле Василия Великого выражены религиозномистические настроения, их, по-видимому, разделял патриарх Никон.

15; л. 316 - 316 об. Глава не завершена: на л. 316 - 10 строк; л. 316 об. чистый. В соч. «О делании христианскаго человека» тема греха подается в другом плане: «Грешныя должнствуел; исправляти любовию» (РГБ. Собр. Н.С.Тихонравова. № 487. Л. 50 об.).

16; л. 317 - 317 об. Глава, очевидно, не завершена: на л. 317 об. - 3 строки. Только в этой главе используется прием: чтобы не повторять сноску, на поле рукп. написано «То же».

17; л. 318. Глава завершена: на л. 318 - 8 строк. Василий Великий следует почти дословно за ап. Павлом, который обращался в своих Посланиях к данной теме неоднократно. Никон мыслит ее важной для России XVII в.

18; л. 318 об. - 319 об. Глава не завершена: на л. 319 -16 строк; л. 319 об. чистый. В этой главе поднимается вопрос о необходимости придерживаться правильности ссылок на Священное Писание и канонические тексты. Вероятно, Правило включено было под впечатлением того, что греческие иерархи сослались на канонические Правила, которых Епифаний Славинецкий не обнаружил в тексте Кормчей. Об этом он написал в записке царю Алексею Михайловичу после завершения работы церковноправительственного Собора 1660 г. (Возражение старца Епифания против постановления греческих архиереев о низложении патриарха Никона Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 213-214. Прил.).

19; л. 320 - 320 об. Глава не завершена: на л. 320 - 16 строк; л. 320 об. чистый. Правило, так же, как и 18, выписано из «Книги о постничестве» под впечатлением от постановления церковноправительственного Собора 1660 г. В нем вынесено осуждение Никону без расследования истинных причин оставления Патриаршего престола (Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 214-221. Прил. «Постановление московского Собора о низложении патриарха Никона с Патриаршего престола»).

20; л. 321 - 321 об. Глава завершена; на л. 321 об. - 5 строк. Правило предназначено защищать православную веру, согласуется с Правилами Василия Великого в Кормчей.

21; л. 322 - 323 об. Глава завершена; л. 323 об. - 4 строки. Василий Великий и патриарх Никон следуют за Евангельским тестом и Посланиями ап. Павла. Эта же тема присутствует в притчах Сократа и баснях Эзопа.

22; л. 324. Глава короткая; на л. 324 - 8 строк. Василий Великий, а за ним Никон следуют за ап. Павлом.

23; л. 324 об. Глава завершена; на л. 324 об. - 7 строк. Поставлена проблема ценности Евангельского учения.

24; л. 325 - 325 об. На л. 325 об. - 2 строки. Правило выписано под впечатлением от церковно-правительственного соборного суда 1660 г. и осуждения без «законного разсмотрения» причин оставления Патриаршей кафедры. Входит не полностью в текст Послания Никона царю Алексею Михайловичу от 21-24 декабря 1662 г. (Прил. № 1); опубл.: Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 247-255. Прил.; Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками. М., 2007. С. 410-414. Прил. 4.

25; л. 326-331. Это самая большая глава. Выбрана под впечатлением принятых решений церковно-правительственного Собора 1660 г., на котором Никона осудили за оставление Патриаршей кафедры. Весь текст главы помещен в Послании царю Алексею Михайловичу от 21-24 декабря 1662 г. (Прил. № 1. Л. 72-75). Никон ссылается на Василия Великого. В составе главы находятся две вставки скорописным почерком Никона - на л. 327 об. между строк и на нижнем поле: между 8-й и 9-й строкой - 2 строки вставного текста, на нижнем поле еще две строки. На л. 330 об. -331: на л. 330 об. - 8 строк, на л. 331 - 12. Первоначально глава была незавершенной, ал. 331 оставался чистым. На поле л. 331 ссылка на Кормчую и соответствующий текст. Приводим для сравнения Правило 19 поместного Сардикийскаго Собора (342-343 гг.): «Бес правды епископ изгнан, аще и в чюждем пределе пребывает, приятен бывает, дондеже досаждение мимо идет. Толкование. От буести и гордости возбраняюще святии Отцы, повелеша епископом в реченное время во инех епископиях пребывати. Аще же некии епископ исповедания ради чистыя нашея веры или понеже бе поборник истине, рекъше, противяся властелем не творящим истины, и того ради от своего града изгнан быв и в другии град приидет, не возъбранится ту пребывати ему, дондеже примирение обрести возъможет и пременение бывшаго на нем досаждения» (Кормчая. Л. 114 - 114 об.). «Средецъ», «Сардикия град», «Serdica» (ныне София - столица Болгарии), где проходил Сердикский, или Сардикийский поместный собор в 342-343 гг. (Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 2006. Вып. 27. С. 136; Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 68-69).


« Предыдущая Оглавление Следующая »