Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 60

26; л. 331 об. - 332 об. На л. 332 об. - одна строка. Правило обращено к каждому христианину с наставлением не подвергаться без нужды тяжелым испытаниям.

«БлизъПразникъ июдемскии с е н н о п о т ч е н и е». Имеется в виду праздник «поставления Кущей» (т.е. шалашей из веток); считался одним из главных праздников у древних евреев. Завершение осеннего сбора винограда и плодов напоминало о 40-летнем странствовании в пустыне после исхода из Египта (Библия. Брюссель, 1983. С. 2126. Краткий комментарий к Новому Завету).

27; л. 333 - 333 об. На л. 333 об. - одна строка. Правило обращено к мирянам. В соч. «О делании христианскаго человека» раскрывается полнее его содержание: «Должнствуем блготворити, врагом любити, не ругатися, верити имъ никогда же» (РГБ. Собр. Н.С.Тихонравова. № 487. Л. 46 - 46 об.).

28; л. 334-335. На л. 335 - 16 строк. Правило обращено ко всем христианам, наставляет не бояться трудных обстоятельств, твердо стоять за Евангельские Заповеди.

29; л. 335 об. - 336 об. Глава незаконченная: на л. 335 об. -

19 строк; на л. 336 - 14 строк. Л. 336 об. чистый. Патриарх Никон, следуя за евангелистами и апостолами, мысленно как бы сравнивает свою эпоху с раннехристианским временем, как и Василий Великий: «Аще кто за святый Евангелский Закон и за Заповеди Христовы и святых Апостол и святых Отец каноны станет и мужески подвигнется, якоже и первии подвижницы» (Мнения патр. Никона об Уложении и проч.: (из ответов боярину Стрешневу) ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2. С. 447).

30; л. 337 - 337 об. На л. 337 об. - 4 строки. Правило относится ко всем христианам. - «Гонимыя за веру и от градов во град бегающыя, поминающе Слово Господне, приемлите» (Кормчая. Л. 29 об. «Правила святых Апостол»).

31; л. 338 - 341 об. Глава незавершенная: на л. 341 - 9 строк; л. 341 об. чистый. Правило обращено к богатым, сильным и властным, поступающим беззаконно. В своих представлениях патриарх Никон, как и Василий Великий, следуют главным образом за ап. Павлом.

32; л. 342 - 347 об. Глава не закончена: на л. 347 - 5 строк; л. 347 об. чистый. Правило предназначено для благоверных христиан: должны следовать в жизни Евангельским Заповедям.

33; л. 348 - 350 об. Глава незавершенная: на л. 350 - 11 строк; л. 350 об. чистый. Относится к духовенству, которому вверена Евангельская проповедь, «въручение служъбы», см.: Евангелие Учительное. М.: Печатный Двор, VI. 1652 (Иоанн Златоуст, Слово 5); Никон Черногорец. Книга: [Пандекты и Тактикон]. Вильно, 1590.

34; л. 351 - 351 об. Глава незаконченная: л. 351 об. чистый. Речь идет о посвящении в духовный сан с возложением рук на голову посвящаемого (Кормчая. Л. 27. «О том, кто и кия и где поставляют епископы, или попы, или диаконы и всякия причетники»).

35; л. 352-353. Глава незаконченная: на л. 352 об. - 12 строк; л. 353 чистый. Правило относится к белому духовенству, рассматривается вопрос, как вновь избранному в духовный сан приступать к проповеди в церкви. В конце 40-х - 50-х годах XVII в. проповеди и поучения в храме являлись почти нововведением; популярными в Москве проповедниками были протопопы Иоанн Неронов, его последователь Аввакум, служившие в Казанском соборе на Красной площади, и другие священники. В Москве распространялись руководства «Книги суть риторики» (Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 118-119).

36; л. 353 об. - 354. На л. 354 - одна строка. Правило обращено к мирянам (Кормчая. Л. 49 об. «О мирских людех. О том, яко подобает отлучати мирскаго человека от святаго причащениа, иже за три недели пребывает во град и не приидет в церковь»),

37; л. 354 об. - 355. На л. 355 - 4 строки. Правило запрещает священнослужителям общаться с язычниками. - «Иже волхвом верующе и въводяще некия от них в домы своя на обретение неких чародеянии, лето едино да плачются» (Кормчая. Л. 247. «Правила Великаго Василиа»).

38; л. 355 об. На л. 355 об. - 9 строк. Предназначено священнослужителям, которые учат христиан по книгам Священного Писания Нового и Ветхого Завета.

39; л. 356 - 356 об. На л. 356 об. - 3 строки. Правило обращено к духовенству. Священнослужители обязаны говорить правду. По-видимому, оно заинтересовало патриарха в связи с его критикой Соборного Уложения 1649 г.: «Бывайте же творцы слову, а не то-чию слышателе, прелщающе себе самех, зане аще кто слышатель слову, а не творец, таковый уподобися мужу, смотряющу лице бытия своего в зерцале усмотри бо себе и отьиде, и абие забыл, каков бе» (Мнения патр. Никона об Уложении и проч.: (из ответов боярину Стрешневу) ЗОРСА. СПб, 1861. Т. 2. С. 433).

40; л. 357. На л. 357 - 7 строк. Правило обличает светских властей, перекладывающих тяготы, беды, скорби на простых христиан. В «Возражении...» Никон развивает тему: «...дабы никто не смел тяжести ради Уложеныя, никому о правде Слова Божия проповедати, по писанному: не обличай безумных, да не возненавидят тя» (Мнения патр. Никона об Уложении и проч.: (из ответов боярину Стрешневу) ЗОРСА. СПб, 1861. Т. 2. С. 448).

41; л. 357 об. - 358 об. Глава не завершена: на л. 358 - 10 строк; л. 358 об. чистый. Правило предназначено священнослужителям, которые должны быть примером для христиан - «образ предлежати иным».

42; л. 359 - 359 об. На 359 об. - 3 строки. Правило относится к духовенству, рассматривает его взаимоотношения с мирянами.

43; л. 360 - 360 об. Глава незаконченная: на л. 360 - 11 строк; л. 360 об. чистый. Правило для духовенства. - «О пределех, како подобает пребывати епископом и причетником и како камо отходити им» (Кормчая. Л. 36).

44; л. 361 - 362 об. Глава незаконченная: на л. 362 - 14 строк; л. 362 об. чистый. Формула по смыслу близка к 36 и 39 Правилам.

45; л. 363 - 363 об. На л. 363 об. - 8 строк. Предназначено для белого духовенства.

46; л. 364 - 365 об. Глава не завершена: на л. 365 - 13 строк; л. 365 об. чистый. Правило относится к белому духовенству. Главная обязанность священнослужителя - учить и проповедовать Священное Писание в церковной общине и каждому в отдельности прихожанину. - «Епископом и презвитером учити люди всегда, якоже и 19 Правило глаголет VI-го Собора Вселенскаго» (Кормчая. Л. 16. «Правила святых Апостол»),

47; л. 366 - 366 об. Глава не завершена: на л. 366 - 16 строк; л. 366 об. чистый. Правило относится к представителям духовенства- настаивает быть милостивыми. - «Аще который епископ или презвитер некоему причетнику убогу сущу не подает потребных да отлучится; пребывая же немилостив да извержеться, яко убиица есть своему брату» (Кормчая. Л. 17. «Правила святых Апостол»),

48; л. 367 - 367 об. На л. 367 об. - 6 строк. Правило определяет отношения священнослужителя с паствой.

49; л. 368. На л. 368 - 10 строк. Правило, как и предыдущее, определяет взаимоотношения священнослужителя с паствой.


« Предыдущая Оглавление Следующая »