Церковный календарь

случайная икона

Документ Приказа Тайных дел, содержащий тексты из сочинения «Правила христианской жизни»*

1662 года, декабря 21-24. Послание патриарха Никона из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря царю Алексею Михайловичу в связи с правительственной посылкой приглашения восточным патриархам прибыть в Москву на церковно-правительственный Собор для суда над Никоном за оставление патриаршества.

1662 г., дек. 21-24. Послание патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Воскресенского Новоиерусалимского м-ря. Без даты. Написано в связи с правительственной отправкой по совету Паисия Лигарида, митрополита Газского приглашения восточным патриархам прибыть в Москву на церковный Собор для суда над Никоном за оставление Патриаршей кафедры и удаление в подмосковный Воскресенский м-рь: РГАДА. Госархив. Разряд 27. Oп. 1. Д. 140. Ч. III. Л. 69-77. Книжный полуустав, близкий к письму рукп. «Правила христианской жизни». Автограф патриарха Никона, см. палеографический анализ письма (Раздел И; фото 5, 6). В конце Послания на девяти строках скорописью рукой патриарха сделана приписка. Почти на всех листах просматривается водяной знак «голова шута с пятью бубенцами», подобный образцу в альбоме Диановой и Костюхиной, № 324 (1658 г.), см.: Водяные знаки рукописей России XVII в.: по материалам Отдела рукописей ГИМ / сост. Т.В.Дианова, Л.М.Костюхина. М., 1980. С. 47. На левом поле л. 72 против строк с выпиской из 24-й главы «Правил христианской жизни» выделено «Василии Великим», - запись исполнена такими же чернилами, что и текст, а также заглавные буквы, инициал,

С рукописью работал С.М.Соловьев, сделав из нее выписки. Причину отправки Алексею Михайловичу объемного Послания историк определял так: «Услыхав эту страшную для себя весть о приезде патриархов на Собор, Никон написал царю письмо с целью напугать его тем, что на Соборе откроется много такого, что ему (царю. - В.Р.) будет очень неприятно»: Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. М, 1991. Кн. VI. С. 235. Нам представляется, что подобное утверждение историка ошибочно. Многочисленные выписки из Нового Завета и «Нравоучительных Правил» Василия Великого (в переложении патриарха) служили Никону обоснованием для выражения царю личного мнения с отрицательным отношением к созыву Собора и приглашению восточных иерархов. Главная же цель обращения опального патриарха к царю - это просьба о примирении и установлении мира в церкви и государстве: «...молимъ твою кротость приими малое наше сие написание, яко божествено и вычести с вели-кимъ пршгьжаниемъ. И Богъ мира устроить святое твое Царство мирно и безгрешно, яко да и мы, богомолцы ваши, поживемъ во всякомъ благоверии и тишине» (л. 77).

Н.А.Гиббенет опубликовал Послание Никона, при этом высказался осторожно: «...писано уставом». Палеографическим анализом разностильного письма он не занимался. Однако зная скорописный почерк Никона (опубликовал собственноручные его письма к боярину Н.А.Зюзину), отметил, что «конец... писан рукою патриарха Никона». Археографом установлена дата написания Послания - 24 декабря 1662 г., принятая в литературе: Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб, 1882. Ч. 1. С. 247-255; см. новую публ.: Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками. Исследование и тексты. М, 2007. С. 410-418. Прил. 4. Автором принята датировка Гиббенета с его указанием на приписку-автограф, без палеографического анализа письма. Публикация имеет значительные примечания (Там же. С. 413-418).

Дату написания Послания можно уточнить с помощью известных в литературе фактов. Царский указ о созыве нового церковноправительственного Собора был объявлен в Боярской думе 21 декабря 1662 г, а 23 числа передан боярину П.М.Салтыкову. И в тот же день последовали распоряжения о составлении царских грамот для восточных патриархов. Доставка их поручалась иеродиакону греку Мелетию. Таким образом, Послание было написано в довольно короткий срок с 21 по 24 декабря по получении в Воскресенском м-ре вестей из Москвы. Никон воспользовался рукописью «Правил христианской жизни», почти дословно сделав выписки из 24-й главы и переписав всю 25-ю главу, см. источники и лит.: РГАДА. Госархив. Разряд 27. Oп. 1. Д. 140. Ч. VIII. Л. 325, 326-331. Заглавие архивного дела: «Об оставлении патриархом Никоном Патриаршего престола, о пребывании его в Воскресенском монастыре, именуемом “Новый Иерусалим”, и письма его оттуда к царю Алексею Михайловичу о созвании в Москве Собора против Никона, о пришествии на оный восточных патриархов и суд над патриархом Никоном. 1658-1666 годов»; Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. VI. С. 222-223, 229; Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. 1. С. 106, 138.

Персоналии см. в Разделе III в Комментарии к публикации «Правил христианской жизни», а также в недавно изданной публикации: Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками. С. 413-418. Прил. 4.

В послании патриарха Никона от 21-24 дек. 1662 г. упоминаются анонимно два лица: «...Крутицкий митрополить и епископъ со Иоанномъ Нероновьш». Это Питирим, митрополит Сарский и Подонский, местоблюститель Патриаршего престола, и Александр, епископ Вятский и Великопермский, переведенный из Коломны патриархом Никоном 5 декабря 1657 г., чем, очевидно, был недоволен (Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. Репр. изд.: СПб., 1877. М., 2007. Стб. 1039, 799). Оба иерарха были настроены агрессивно по отношению к патриарху Никону.

л.69 Великому282 государю царю и великому князю Алексею Михаиловичю всея Великия и Ма-лыя и Белыя Росии самодержцу. Богомолець вашь государевъ, смиреный Никонъ патриархъ, Бога моля, челом бьетъ. Ведомо мне учи-нилося, что ты великии государь изволилъ писать ко вселенскимъ патриархомъ о Соборе нашего ради отшествия съ чернымъ диакономъ Мелетием Грекомъ. И аще есть истина съ правдою, воистину не отметаемся и хвалимъ твое изволение, яко божествено, аще восхотятъ сами быти и судъ о всехъ сотворити по Божественнымъ заповеем Еванзельскимъ и святыхъ апост)олъ, и святыхъ отецъ каноном, ей, не отметаемся. Но первие молимъ, твое благородие, с кротостию и долготерпением малое сие наше извещение послушати.

Весть, твое благородие и самъ, яко по рвению наше отхождение, сиречь по нужди, аще бы и хотелося, то во ино время, а не въ то. Сему свидетель Святыи Богь и святая великая Соборная церковь, и священныя вещи, яже суть о насъ бывшая и вси людие, аще страхом Божиимъ свидетелствую, бывшая въ то время и Небо и земля, к нимъ же тогда Исаиным гласомъ услыши Небо и внуши земле, засвидетелствовах, глаголя: сыны родихъ и возвысихъ, тии же отвергошася Мене. И тако заповеди ради Божия от гнева твоего изыдохъ, по писаному: дадите бо, рече, место гневу. А еже, твое благородие, изволи собрать по нашемъ отшествии митрополитовъ и епископовъ, и архимандритовъ, чрезъ Божия заповеди на судъ, понеже нигде есть таковая заповедь или правило, еже бы судили своего патриарха свои епископи, паче же от него рукоположеными, ниже намъ сущимъ ту.


« Предыдущая Оглавление Следующая »