Церковный календарь

случайная икона

Патриарх Никон страница - 8

На протяжении XIX - начала XX века происходило постепенное осмысление исторической роли патриарха. Увидели свет исследования с использованием архивов - сочинения А.П.Щапова, Н.И.Субботина, М.И.Горчакова, Уильяма Пальмера (William Palmer), С.В.Михайловского, П.Ф.Николаевского, Н.А.Гиббенета, М.М.Архангельского, В.М.Ундольского и многих других авторов47. Представители исторической науки придерживались нередко полярных мнений и оценок личности и сочинений Никона, но признавали значение его трудов в развитии отечественной культуры. Во второй половине XIX века сформировалась под влиянием С.М.Соловьева устойчивая историографическая традиция с негативными стереотипами религиозно-нравственной характеристики патриарха. Основанием послужили документы Приказа Тайных дел, так называемое «Дело патриарха Никона»48. Соловьев уделял внимание вопросу «небывалой вражды царя и патриарха». Виновником называл самого Никона, который имел «недуховные стремления», отличался крутостью нрава, «при недостатке христианского начала, духа кротости и смирения». Но косвенно он винил все-таки и бояр, окружавших молодого царя пышным церемониалом. Историк не подвергал сомнению выдающиеся способности Никона и положительное значение его церковно-государственной деятельности. «Без сомнения, - писал с осторожностью Соловьев, -главная причина падения Никона заключалась в характере царя... доброта таких людей как Алексей Михайлович делает их зависимыми от окружающих»49.

Московский митрополит Макарий Булгаков в многотомном труде по истории Русской церкви придерживался взглядов отечественных историографов и церковной, зависимой от престола, этики своего времени. Созданный им образ патриарха не соответствует реальному его портрету. Автор не признает просвещенность Никона и подвергает критике его довольно объемное сочинение «Возражение...», написанное в форме полемических рас-суждений, или возражений на вопросы-ответы боярина Симеона Стрешнева и грека Паисия Лигарида, митрополита Газского, возглавивших боярскую партию противников патриарха. Митрополит Макарий пишет: «Видеть в этой книге обширную начитанность и ученость Никона не совсем основательно. Он имел под руками Библию, печатную Кормчую, толковое Евангелие и Апостол, да еще две-три книги и черпал из них полною рукою сколько хотел, а делать это, особенно из Кормчей при ее указателе, было вовсе нетрудно. Он переписал в свою громадную книгу едва ли не четверть Кормчей и разве только немногим меньше Библии, а многие тексты и правила переписал даже по нескольку раз - хотя, с другой стороны, невозможно отвергать и того, что Никон действительно хорошо знал и Библию и Кормчую еще прежде, чем принялся за свои “Возражения”»50. По нашим наблюдениям, Макарий не занимался специально исследованием «громадной книги» Никона, так как за Библией и Кормчей не заметил ссылок и на другие сочинения, а главное - авторских рассуждений, мыслей и наблюдений.

На критике собственно книжных трудов Макарий не остановился. По его убеждению, патриарх был лишен христианской любви к ближним, в том числе к своим противникам и самому царю Алексею Михайловичу, «вопреки правде с озлоблением нападает на Уложенную книгу». Мифологический образ патриарха усиливает негативная характеристика его как человека и христианина: «...Никон, самовольно оставивший свою Кафедру и по оставлении ее имевший все средства к безбедной жизни, не стыдился приравнивать себя по страданиям Златоусту и другим великим страдальцам за истину и правду»51. Отсутствие у митрополита Макария исторического взгляда на далекое прошлое ясно выразилось: Никон с его огромной созидательной энергией, разносторонней деятельностью не вписался в позитивистский строй повествования Истории Русской Церкви».

См. полное авторское название: «Возражение, или разорение смиренаго Никона, Божиею милостию патриарха. Противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисее Лигаридиусу, и на ответы Паисеовы» (РГАДА. Госархив. Разряд XXVII. Д. 140. Ч. 3).

П.Ф.Николаевский, отвечая на пассажи митрополита Макария, представил очеловеченный облик святителя в очерке жизни начиная со времени пребывания на Новгородской митрополии: «Бережливый в домашней жизни, Никон не был скуп на расходы для своей церковной службы. В богослужении он любил порядок и торжественность*. С этой целию, тотчас по приезде в Москву, он приступает к разным поправкам в домовой церкви на своем подворье, много помогает причту этой церкви и певчим; шьет себе ризы и дорогой саккос**, впрочем пожертвованный царицею; покупает себе у чудовского архимандрита золотую сканную панагию***, но на нее расходует преимущественно собственные келейные деньги. Пожалованные государем деньги он сряду же отсылает в Новгород в софийскую домовую казну. Главные же денежные расходы его посвящены делам благотворительности. К нему идут за подачкою и причты разных городских церквей во дни их храмовых праздников, и разные бедные, калеки и нищие. Раздача этой милостыни была правильно организована и закрепляла за Никоном внимание и любовь народную... Нищим раздаются не только деньги, но и одежда. В большие праздники рассылается большая милостыня и по тюрьмам»52.

Н. А.Г иббенету принадлежит нравственно-психологический портрет патриарха: «Никон как человек был доброй души, простой, не хитрый и не имел понятия об интригах, с помощью которых враждебная ему партия разрушила союз и дружбу его с царем; но сознавая свой ум и свои нравственные преимущества, он гордо держал себя перед своими врагами, которым это самое и не нравилось. Никон понимал интриги своих противников, но не отвечал им, не собирал у себя партии, которая бы противодействовала враждебной ему партии, а оставался один»53.

*Никон стремился возродить византийскую красоту богослужения в кафедральном Успенском соборе. Литургия в XVII в. сохраняла связь с византийской традицией, воспринималась как «путешествие в Царство Божие» (Иоанн Мейендорф).

**Саккос (гр.) - верхнее богослужебное облачение архиерея.

***Панагия (гр.) - небольшая икона Божьей Матери, носимая на груди как знак архиерейского достоинства.


« Предыдущая Оглавление Следующая »