До патриаршества

Патриаршество

Реформы

Размолвка с царём

Опала

Статьи

Житие патриарха Никона

Говоря о патриархе Никоне, мы подразумеваем целую эпоху событий и начинаний, во многом определивших дальнейший ход истории России. Жизнь Никона поразительна и разнообразна, каждый момент запечатлен в истории великими свершениями. Никон был талантливейшим человеком, хорошо разбирался в зодчестве, о чем свидетельствуют монастыри Иверско Валдайский и Воскресенско Новоиерусалимский. Он был ценителем иконописи, церковной службы, разбирался в военном деле, знал священную и гражданскую историю, занимался медициной. Его библиотека стала одним из самых лучших книжных собраний  России 17 века. В ней содержались творения святых отцов и учителей церкви, сочинения античных философов и множество церковной литературы. Церковная власть в его лице достигла своей высшей степени.

Семьей Никона были обыкновенные крестьяне, и мирское имя его было Никита Минов. Мать мальчика умерла, когда он был еще совсем маленьким, а отец женился снова. Мачеха издевалась над пасынком, морила его голодом и избивала. Отец отдал Никиту  «научению грамоте Божественного писания». Мальчик проявлял большие способности и быстро научился читать Божественные книги. Вернувшись домой, он сбежал в Макарьев Желтоводский монастырь и стал там послушником. Через некоторое время Никиту обманом вызвали в родное село, где он пережил смерть бабушки и отца, и женился. Первоначально он был псаломщиком в одном из сел, а позже, священником при том же приходе. По прошествии нескольких лет он с семьей переселился в Москву, где и был определен его дальнейший жизненный путь. Судьба Никите выдалась тяжелая, он потерял троих детей. После их смерти он уговорил жену уйти в Московский Алексеевский монастырь, а сам направился на Белое море в Анзерский скит  Соловецкого монастыря  и возрасте 31 года с именем Никона он принял монашество.

Правила жизни монахов в Анзерском скиту были очень строгими. Сам скит располагался на острове Белого моря. Кельи иноков были расположены на расстоянии 3 км друг от друга. На каждого монаха приходилась отдельная келья. Сходились все они только в субботний вечер в церкви и служили вечерню, повечерье и утреню. В непрерывных молитвах проводили они всю ночь. После этого служили литургию и снова возвращались в свои кельи в полное одиночество. Пища их была очень скудной: выраставшие летом овощи и ягоды, да мука, жертвуемая из государевых запасов. Получив благословение старца Елеазара, монах Никон предался особому посту, молитвам и воздержанию. Ежедневно он прочитывал Псалтирь делал по тысяче поклонов с молитвой Иисусовой, постепенно все больше сокращая время сна. Он нес в церкви скита иерейское послушание.

На Анзере Никона подстерегало страшное искушение: конфликт со старцем Елеазаром по поводу строительства новой церкви. Он привел к тому, что Никон ушел из монастыря. Переправляясь через Белое море на простой лодке, он чуть не утонул, и дал обет на месте своего спасения, в Онежской губе, построить монастырь. Спустя  некоторое время он основал там Крестный монастырь. Добравшись с большущим трудом до Кожеезерской пустыни, он был принят в число ее братии. После смерти игумена Никона упросили стать настоятелем, в 1643 году в Новгороде он был поставлен митрополитом Аффонием. А в 1646 году по нуждам монастыря ему пришлось снова уехать в Москву.

По прибытию в Москву  игумен Никон по обычаю представился царю Алексею Михайловичу. В это время царь вместе со своим духовным наставником протоиреем Кремлевского Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым искали образованных представителей духовенства, которые могли бы принять участие в важных церковных преобразованиях, имевших политическую направленность. Царь был верующим человеком, очень любил богослужение, читал и пел на клиросе, поэтому авторитет духовных лиц для него был непререкаем.    Алексей Михайлович был убежден, что русский царь – это единственная опора Вселенского православия и продолжатель дел византийских императоров. Но греческие иерархи постоянно подмечали расхождения обрядов и русских церковных чинов  с греческой богослужебной практикой. Отец Стефан сагитировал царя переделать русское богослужение в соответствии с греческим. Царь был в поиске единомышленников и помощников. Большая начитанность, знание Священного Писания,  природный ум, большой жизненный опыт, все это сразу вызвало восхищение Никоном у царя. Понравился Никон и Стефану. Было принято решение оставить Никона в Москве  архимандритом царского Новоспасского монастыря. В  нем находилась родовая усыпальница Романовых.  Никон начал большое строительство и был возведен новый храм, кельи и окружная монастырская стена. Службы в монастыре проходили по всем правилам, что вызывало одобрение царя и негодование некоторых придворных, которым приходилось стоять по несколько часов. В 1649 году Никон получил сан митрополита Новгородского. В Новгороде он навел порядки в обрядах богослужения, его проповеди привлекали множество людей. Прославился он также своей благотворительностью. Им была открыта «погребная палата», где ежедневно питалось от 100 до 300 человек.

После смерти патриарха Иосифа, 26 июля 1652 года Никон был поставлен Патриархом Московским и Всея Руси.

Будучи патриархом, Никон сам решал множество вопросов внешней и внутренней политики. В целях выражения высокого положения патриарха ему было дозволено подписываться как «великий государь», наряду с царем.

После нескольких лет успешной деятельности началась размолвка Никона с царем. Против Никона была образована боярско-княжеская группировка, которая настраивала против него царя. Находясь в такой ситуации, Никон решил покинуть управление церковными делами, он уехал в Новоиерусалимский монастырь. В 1666 году он был осужден за добровольный уход с патриаршего правления. Последние дни бывший патриарх провел в Ферапонтовом, а потом в Кирилло-Белозерском монастырях.

Престарелый патриарх умер 17 августа 1681  года в дороге. По его желанию, указанному в завещании, похоронен он был в Предтеченской церкви под Голгофой.